Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Судьба. Счастье. Трудолюбие. Уважение»
▼ Скачать + Заказать документы
Судьба
Игра «Чья судьба лучше»
Дети встают в круг и получают карточки с рисунками разных зверей и птиц. Каждый ребенок от лица того, кто нарисован на его карточке, должен рассказать, что в нем самое необыкновенное.
Затем попросите детей поменяться своими карточками и рассказать, что произойдет с обитателями леса, если на один день они превратятся друг в друга. Например: если дятел превратится в муравья, он не сможет строить муравейник, а муравей не сможет лечить деревья. Лисица, став зайцем, не захочет щипать траву, а заяц не сможет стать хищным зверем и т. д. Дети должны прийти к выводу, что если звери поменяются своими судьбами, в лесу произойдут путаница и беспорядок. После игры спросите у детей, хотели бы они поменяться друг с другом своими родителями или друзьями. Вместе с детьми педагог делает вывод о том, что в судьбе каждого есть что-то необыкновенное, и люди должны учиться ценить то, что у них есть.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Судьба, Счастье, Трудолюбие, Уважение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Что самое прекрасное в судьбе каждого человека?
• Хотели бы вы изменить свою судьбу?
• Что значит, когда про кого-то говорят: «Этот человек нашел свою судьбу»?
• Расскажите о каком-либо человеке, судьба которого кажется вам счастливой.
НЕДОВОЛЬНЫЙ ОСЕЛ
А. Неелова
В зимнюю стужу зарылся раз осел в солому, и, дрожа от холода, думал: «Хоть бы весна скорей пришла! Славно будет ходить на лугу и щипать сочную травку».
Наступила, наконец, весна и зазеленел лужок; но тут ослу пришлось так много работать, что весна скорехонько ему надоела, и он стал с нетерпением ждать лета.
Подошло и лето; хлеб выколосился, пожелтел, и пришла пора его убирать. С утра до позднего вечера осел не выходил из хо — мута: то возил снопы на гумно, то зерно на мельницу… Исхудал наш осел, еле ноги таскает, и только об одном думает, чтобы осень скорей наступила.
Но и осень пришла не на радость ослу Нагрузят ему на спину большие корзины с яблоками, виноградом или маслинами, и несет их бедный осел то в погребицу, то в город на продажу А то запрягут осла в тележку и в лес за дровами поедут. И так показалась осень тяжела ослу, что он дождаться не мог, когда снова вернется зима и принесет ему отдых.
Вопросы и задания к сказке:
• Представьте, что весна, осень, зима и лето решили подарить ослу подарки. Расскажите, что они ему подарили.
• Как человек может научиться радоваться тому, что у него есть? Удается ли вам это?
• Какое время года вам нравится больше всего, и почему? Чем вы любите заниматься в разное время года?
• Как вы думаете, почему нельзя завидовать, и как научиться не завидовать?
• Как могут добрый характер и хорошие друзья изменить судьбу человека?
Сценка «Талант и профессия»
Прочитайте детям пословицу: «У каждого — свой талант». Попросите детей рассказать, какими талантами обладают члены их семей и как им это помогает в жизни.
Затем дети делятся на пары и получают карточки с рисунками представителей разных профессий. В сценке-диалоге дети рассказывают, какими талантами должны обладать представители этих профессий, чтобы их работа приносила радость людям. Например: повар должен готовить вкусные, красивые и витаминные блюда; врач должен ласково общаться с пациентами и т. д.
ВСЯКОМУ СВОЕ СЧАСТЬЕ
М. Скребцова
Счастье каждому дано,
Разное у всех оно.
У одних оно огромно,
У других — притихло скромно.
У одних оно поет
У других — пирог жует.
Ну а третьи с ним как птицы —
Не желают приземлиться.
Вопросы к стихотворению:
• Как ты думаешь, кто дает людям судьбу?
• Как ты думаешь, какое счастье подарит тебе твоя судьба через десять лет?
Рисунок «Подарок феи судьбы»
Представьте, что фея судьбы подарила вам что-то очень для вас важное. Нарисуйте ее подарок.
Счастье
Игра «Кто нам дарит счастье»
Педагог раздает детям разные предметы: морскую раковину, красивый камушек, ветку дерева, цветок, книжку, игрушку. Каждый должен поговорить со своим предметом, а затем рассказать, как его предмет может сделать людей счастливыми.
Например: ракушка может подарить людям сказку о море, цветок — обрадовать, книжка — рассказать добрую сказку.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Расскажите о разных моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.
• Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.
НЕБЕСНЫЙ ДВОРЕЦ СЧАСТЬЯ
А. Лопатина
Давным-давно жил на земле Добрый Волшебник. Он видел, как многие люди страдают и голодают, и решил построить для всех несчастных дворец счастья.
Выбрал Волшебник для постройки дворца красивую зеленую долину, взмахнул волшебной палочкой, и вознесся посреди нее белоснежный мраморный дворец с каменной резьбой. Возле дворца цветы расцвели и фонтаны с хрустальной водой появились.
Пошел Добрый Волшебник по всей земле собирать бедняков во дворец счастья. Да только бедняки не успели собраться. Узнал о чудесном дворце великий царь из соседнего царства, позавидовал и приказал разрушить его. Камня на камне не оставили царские воины, цветы вытоптали, а фонтаны песком засыпали.
Нашел тогда Добрый Волшебник самый красивый лес с высокими стройными деревьями. Взмахнул он волшебной палочкой и построил в центре леса на поляне дворец из черного и красного дерева. Слетелись со всего леса птицы певчие, расселись на резных башенках дворца и так нежно запели, засвистели, защебетали, что даже дикие звери прибежали их послушать.
Собрал Добрый Волшебник всех несчастных и повел в свой чудесный дворец. Уже на полпути бедняки были, когда дошла до них печальная весть. Узнал о дворце могущественный ко — роль из соседнего королевства, позавидовал и приказал сжечь резное чудо. Такой пожар устроил, что все птицы из того леса разлетелись, все звери разбежались.
Решил тогда Добрый Волшебник построить дворец счастья на самой высокой и недоступной горе. В третий раз взмахнул он волшебной палочкой и вознесся на вершине горы золотой дворец счастья. От блеска этого дворца растаяли льды и снега вокруг, зазвенели звонкие ручьи. С помощью волшебной палочки вырубил Добрый Волшебник в горе каменную лестницу. Такую узкую, что пройти по ней могли только бедные и голодные люди. Но всякий, кто добирался до золотого дворца, спешил отколоть от него кусочек золота и вернуться назад. Вскоре исчез и третий дворец, унесли его бедняки по кусочкам.
«Нет на земле места для дворца счастья»! — заплакал Добрый Волшебник. Три года горевал он безутешно. Пожалело Солнышко Доброго Волшебника, протянуло ему золотой луч, и поднялся он на небо. Там Солнышко помогло Доброму Волшебнику построить Небесный дворец счастья из голубых небес. Украсил
Волшебник свой дворец звездными огнями и стал просить Солнышко: «Разреши мне опустить Небесный дворец на землю. Плохо людям жить без счастья».
Пожалело Солнышко людей и опустило Небесный голубой дворец счастья на землю. С тех пор принимает Небесный голубой дворец счастья всех людей. Разрушить его никто не может, любая черная сила пролетает сквозь Небесный дворец счастья, как сквозь воздух. Потому что попасть в голубой дворец счастья может только тот, кто научился на Небеса смотреть, а злые люди на Небеса смотреть не умеют.
Вопросы и задания к сказке:
• Как ты думаешь, откуда на земле появился Добрый Волшебник, и почему он хотел людям счастья?
• Почему Добрый Волшебник не смог построить дворец счастья на земле?
• Как ты думаешь, от чего зависит счастье человека?
• Представь, что ты попал во дворец счастья. Расскажи, что ты там увидел.
• Как ты думаешь, в какое место на земле Солнышко опустило голубой небесный дворец счастья?
• Представь, что у тебя в душе поселился маленький, теплый огонек счастья. Расскажи, как изменится твоя жизнь?
• Можно ли подарить кому-то счастье?
• Подумай и расскажи, как ты подаришь счастье кому-либо из своих друзей и близких.
Рисунок «Дворец счастья»
Попросите детей представить, что они могут с помощью волшебной палочки построить для людей волшебный дворец счастья. Дети на больших листах ватмана должны нарисовать свои дворцы и рассказать, из чего они их построят.
Из рисунков детей делается выставка «Город счастья».
ВСЯК ЧЕЛОВЕК СВОЕГО СЧАСТЬЯ КУЗНЕЦ
М. Скребцова
— Эй, кузнец, ты что куешь?
Что ты людям отдаешь?
— Счастье для людей кую,
Потому что их люблю.
— Разве можно счастье дать,
Для других его ковать?
Счастье каждый сам кует,
Как скует, так и живет.
Вопросы к стихотворению:
• Как ты думаешь, от кого зависит твое счастье?
• Иногда люди дарят на счастье подкову. Как ты думаешь, почему?
• Какой подарок родителей сделает тебя счастливым?
• Как ты думаешь, если какая-то вещь сделает тебя счастливым, долго ли продлится такое счастье?
• Что может сделать тебя счастливым на всю жизнь?
Творческое задание «Счастье и радость»
Прочитайте детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет».
Поделите детей на группы и попросите каждую группу придумать какое-либо одно правило счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно.
Например: утром при встрече дети должны улыбнуться и сказать друг другу что-то хорошее; дети должны делиться друг с другом и т. д.
Все правила счастья записываются педагогом, украшаются рисунками и вывешиваются на стенд.
Трудолюбие
Игра «Трудимся с любовью»
Педагог делит детей на группы и дает каждой группе по одному поручению. Например: полить цветы, расставить по местам игрушки, подмести пол, вытереть пыль, убрать со стола посуду и т. д.
Нужно заранее предупредить детей, что они должны выполнять свою работу с любовью. После того как дети выполнят поручения, они должны рассказать, что чувствуют разные предметы, после того как их расставили по местам, полили, почистили и т. д.
Вопросы и задания для беседы:
• Скучно ли вам выполнять домашние обязанности?
• Расскажите о работе, которую вы сделали с любовью.
• Кем вы хотите стать? Когда человек должен начинать задумываться о том, кем он станет?
ЛАСТОЧКА И ВОРОБЕЙ
Турецкая сказка
Жила ласточка. Она слепила себе гнездышко под самой крышей. А по соседству было жилье воробья. Но что это было за жилье? Просто щель между трубой и кровлей. Каждый год ласточка высиживала птенцов, а потом обучала их летать и петь. Не то было с воробьихой. Она тоже каждый год несла несколько яичек, но ей ни разу не удалось вырастить птенцов. Либо озорные ребята вытаскивали из ее гнезда яйца, либо птенцов поедала кошка.
Посмотрела воробьиха на ласточкино семейство, и уж очень ей стало завидно.
— Какая ты счастливая! — сказала воробьиха. — Каждый год ты выращиваешь птенцов. Я же никак не могу уберечь своих!
— Ты же сама виновата в этом, — ответила ласточка. — Если бы у тебя было такое же прочное гнездо, как у меня, тебе бы не могли повредить ни мальчишки, ни кошки.
— Научи меня, пожалуйста, как строить такое гнездо! — попросила воробьиха. Наверное, ты знаешь какой-либо секрет или мудрый способ!
— Строить гнездо надо с умом, — сказала ласточка, — но, в сущности, тут нет ничего премудрого. Летим, соседка, я научу тебя…
— И они полетели к озеру.
— Соседушка, возьми в клюв немного глины — вот как делаю это я, — сказала ласточка.
— Чирик! — ответила воробьиха. — Я вижу, ничего трудного в этом нет, никакой мудрости!
Ничего не сказала ласточка. Прилетела к дому, где они жили, и прилепила кусочек глины к стенке.
— И ты сделай так! — снова посоветовала она воробьихе.
— Вижу, вижу! — ответила воробьиха. — Сделать это проще простого, а я-то думала, что в твоем гнезде есть секрет или уж по крайней мере что-то особенно мудрое, необыкновенное! А так лепить всякий сумеет! Нет, уж такими пустяками я заниматься не буду!
А ласточка много раз летала к озеру и приносила в клюве глину. Когда ее набралось достаточно, ласточка полетела за соломой и начала лепить гнездо. Прилепит к стенке глину, к ней приложит соломку, потом снова глину, и опять соломку…
— Вот так и нужно делать! — учила она воробьиху. — И получится хорошее, прочное гнездо!
— Знаю, знаю! Ничего в этом хитрого нет! — с презрением пропищала воробьиха.
— Знать-то ты знаешь, но одним знанием гнезда не слепишь. Для этого нужно еще и потрудиться. Пока ты не проработала столько же, сколько я, тебе не вырастить своих птенцов, — ответила ей ласточка.
Вопросы и задания к сказке:
• Какими качествами и навыками должна обладать птица, чтобы построить хорошее гнездо? Были ли эти качества и навыки у ласточки?
• Почему некоторые люди много говорят, но мало делают?
Сценка «Как построить гнездо»
Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — ласточка, другой — воробьиха. В сценке-диалоге дети должны рассказать, как ласточка обучала воробьиху гнездо строить.
ЗАВТРА И СЕГОДНЯ
Из сказок Малайзии
Как-то в дождливый вечер сидели под деревом обезьяна Кра и жаба Раонг и жаловались друг другу на холод.
— Кррх-кррх! — кашляла Кра.
— Хут-хут-хут! — квакала Раонг.
Надоело им мокнуть под дождем и дрожать от холода. Они уговорились на следующий день срубить дерево и из его коры сделать теплый шалаш. Но на утро солнце светило так жарко и ласково, что Кра наслаждалась теплом и светом, сидя на вершине дерева, а Раонг расположилась недалеко от его корней и грелась на солнцепеке.
Наконец Кра спустилась с верхушки дерева и воскликнула:
— Ну что, подружка, как ты себя чувствуешь?
— О, прекрасно! — отвечала Раонг.
— Скажи-ка, не заняться ли нам сейчас шалашом? — спросила Кра.
— Что ты! — отвечала Раонг. — Это успеется и завтра. А сейчас мне так тепло и хорошо.
— Конечно, шалаш можно построить и завтра! — согласилась беспечная Кра.
И целый день они радовались солнечному свету.
К вечеру пошел дождь. На другой день снова они сидели обе под деревом и жаловались на холод.
— Кррх! — кашляла обезьяна.
— Хут-хут-хут! — квакала жаба.
И они снова уговорились на следующий день срубить дерево и построить себе теплый шалаш. Но на утро солнце опять сияло так ярко, что Кра наслаждалась его теплом на вершине дерева. А Раонг невдалеке от корней грелась на солнцепеке. Кра напомнила вчерашний уговор, но Раонг опять возразила:
— К чему портить такой прекрасный день? Шалаш можно построить и завтра.
И каждый раз повторялось тоже самое. Так идет дело и до сегодняшнего дня. Кра и Раонг все еще сидят под деревом, стонут и жалуются на холод.
Вопросы и задания к сказке:
• Были ли в вашей жизни случаи, когда вы откладывали на завтра то, что могли сделать сегодня?
• Представьте, что Кра и Раонг попросили вас помочь им построить шалаш. Расскажите, из каких материалов и как вы его строили.
• Если бы Кра и Раонг обратились к вам за советом, как им перестать лениться, что вы им посоветовали бы?
Творческое задание «Маленькое дело»
Прочитайте детям пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья».
Попросите детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое— либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям. Например: если человек заметит на детской площадке стекла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, малыши не порежутся об эти стекла.
КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ, ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ
М. Скребцова
— Ты чего сидишь без дела?
— Мне работать надоело,
Я передохнуть решил,
Спину я перетрудил.
— Если бы ты труд любил,
Ты бы так не говорил
И на месте не сидел —
Ты работал бы и пел!
Вопросы к стихотворению:
• Ленитесь ли вы когда-нибудь, и удается ли вам побеждать лень?
• Что чувствует человек, когда ему хочется петь?
• Поете ли вы за работой?
Рисунок «Строим домик»
Раздайте детям карточки с рисунками разных зверей и попросите их нарисовать домики для этих зверей.
Предупредите детей, чтобы они не показывали друг другу свои карточки. Затем по рисункам дети угадывают, для кого построен тот или иной домик.
Уважение
Игра «Учимся уважать»
Попросите детей подумать и рассказать, что в людях кажется им достойным уважения. Затем дети встают в круг. Педагог дает кому-либо из них красивый воздушный шарик или цветок и говорит: «Я уважаю Машу, потому что она никогда не отвлекается на занятиях». Маша передает шарик своему соседу и говорит ему, за что она его уважает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут, за что они уважают своих друзей.
После этого обсудите с детьми, за что они уважают родителей, братьев, сестер и т. д.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Какие качества в людях больше всего заслуживают уважения?
• Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие — нет?— Самый сильный мальчик во дворе бьет слабых.
— Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.
— Человек кормит бездомных животных.
— Мальчик защитил девочку от хулиганов.
— Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков.
— Мальчик не успел выучить урока, потому что он нянчился с братом.
— Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.
ДОБРАЯ СОБАКА
А. Лопатина
Брошенная кавказская овчарка жила на большом пустыре за дачным поселком. Днем они спала под старыми ящиками, а по ночам искала себе пищу или охотилась в полях.
Встречаясь с кем-нибудь из людей, овчарка поджимала хвост и рычала: «Вы меня бросили, но я заставлю уважать себя». Люди, конечно, не понимали ее, и испуганно обходили стороной. Не боялся собаки только старик сторож, охранявший поселок зимой.
Зима — тяжелое время для бродячих собак. Все жители дачного поселка уезжали, и еды возле домиков не было. Старик сторож приносил овчарке остатки обеда и разговаривал с ней.
— Я знаю, что ты добрая собака. Иди ко мне жить, вдвоем нам будет веселее.
— Я и одна проживу, без твоих объедков, — рычала собака, но все-таки съедала кашу.
— Ну, что ты рычишь? Ты же добрая собака, — ласково говорил сторож.
Иногда кавказская овчарка охотилась. Если охота была удачной, она клала на крыльцо старику часть добычи, оплачивая свое питание таким образом.
— Спасибо тебе, добрая собака, за кролика, — говорил старик, принося собаке на пустырь миску кроличьего супа.
«Зачем я даю старику свою добычу», — ругала сама себя овчарка.
«Он сварил суп и угостил меня. У него ничего нет, кроме овощей и каши», — смущенно думала собака.
Однажды утром старик зашел на пустырь, поставил для овчарки миску каши и сказал:
— Сегодня ты, остаешься в поселке одна. Мне надо съездить в город за продуктами и почтой. Вечером я вернусь.
— Мне никто не нужен, и ты тоже, — проворчала в ответ собака.
Старик надел лыжи и ушел на станцию.
Весь день кавказская овчарка спала в своей норе. Вечером она проснулась от завывания вьюги. Идти на охоту было невозможно, и собака снова погрузилась в сон.
Ночью овчарка проснулась от тревожной тишины. Она обнаружила, что ее нору засыпал снег. Работая всеми лапами, собака выбралась наружу и забеспокоилась. В домике сторожа свет не горел.
Собака, тревожно принюхиваясь, побежала к станции. Все замело, и кругом было одно огромное снежное поле. Но чутье подсказывало кавказской овчарке, где находится дорога. К тому же снег на дороге был не так глубок. Через сотню метров собака остановилась как вкопанная, завыла и принялась копать лапами снег. Вскоре она откопала руку старика и стала лизать ее. Закоченевшие пальцы чуть шевельнулись. Кавказская овчарка еще интенсивнее заработала лапами.
Когда показалась голова старика, овчарка принялась лизать его холодное лицо. Она лизала долго, но сторож не шевелился. Собака схватила зубами сторожа за пальто и попыталась тащить. Но такой груз старой кавказской овчарке был не под силу.
Собака отчаянно завыла и стала скрести лапами старика.
— Ой, больно, — раздался глухой стон, и старик открыл глаза.
— А, это ты, собака. Ты, кажется, мне лицо исцарапала, — пробормотал старик и с трудом приподнялся.
Старый сторож болел долго. Всю зиму кавказская овчарка охраняла дачный поселок одна, только иногда забегая в домик сторожа погреться и перекусить. Ни один домик в поселке не был ограблен или взломан. Когда жители поселка узнали о подвиге кавказской овчарки, они построили ей на пустыре, за домиком сторожа большую теплую будку и выделили плату на питание.
При встрече с овчаркой люди стали уважительно говорить : «Здравствуй, как дела, добрая собака?»
И кавказская овчарка больше не скалила зубы, она снова научилась вилять хвостом.
— Видишь, добрая собака, как тебя все уважают в поселке, даже зарплату тебе назначили, — говорил сторож, угощая овчарку вкусной мясной косточкой.
Вопросы и задания к сказке:
• Почему в начале сказки собака злилась на людей?
• Чем сторож отличался от других людей?
• Придумай и расскажи, как собака стала помогать жителям поселка.
• Если бы у тебя была собака, как бы ты ее воспитывал?
• Уважают ли тебя твои близкие? Какими должны быть дети, чтобы взрослые их уважали?
• Нужно ли уметь уважать себя?
Рисунок «Достойные поступки»
Попросите детей нарисовать своих любимых зверей и рассказать о достойных уважения поступках этих зверей. Например: зимой добрая собака вынесла из пожара девочку.
Творческое задание «Молодые и старые»
Прочитайте детям пословицу: «Истарость не страшна, коль молодые уважают».
Попросите детей рассказать, за что старые люди могут уважать молодых, а молодые — старых. Например: старых людей можно уважать за мудрость, терпение, жизненный опыт. Молодых можно уважать за заботу о стариках, умение работать и т. д.
Поделите детей на пары из двух друзей. В каждой паре один человек — молодой, другой — старый. Дети должны рассказать, за что друзья уважают друг друга. Например: «Я тебя уважаю за то, что ты вырастил храброго сына, который защитил меня от хулиганов».