Наталия Чернышова
Открытое занятие по обучению грамоте «Предложение» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема. Предложение. Схематическое обозначение токи.
Цель: дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
Ну-ка, все - встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте „Предложение“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)
Мишутка и Буратино приготовили для вас сюрприз.
Послушайте : теремок, сюрприз,шла, ворота, отворись.
-Вы поняли, что хотели рассказать Мишутка и Буратино? Почему?
А сейчас мой сюрприз:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
-О ём я вам рассказала?
-Почему вы меня поняли? Верно. Мы все понимаем нашу речь.
- А из чего состоит наша речь?
- Из слов? Но вот Мишутка и Буратино говорили слова, а вы не поняли их.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение с элементами беседы.
Нам пришло два письма от Сороки и Дятла. Послушайте первое:
«Здравствуйте дорогие \ дети из лесу \ шлём вам привет мы живём \ хорошо сушит грибы \ белочка наедается мёда \ медведь летает по ночам \ сова до свидания».
Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?
Я прочту письмо Дятла: «Здравствуйте, дорогие дети. Из лесу шлём вам привет. Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается мёда медведь. Летает по ночам сова. До свидания».
Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письо Дятла? Почему вы его поняли? Какую мысль мы будем называть предложением?
3. Работа с наглядностью.
(игрушка зайца)
- Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначаем это слово?
-Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
- Как вы думаете из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов – предметов? Положите карточку – схему перед собой какое второе слово в этом предложении. Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак – точку. Вот что у вас получилось. (показ на доске).
Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх. (показ на доске).
Общее представление о предложении. Предложения состоят из слов. В предложении может быть одно и более слов. Для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, или кто он. Предложения можно записывать схематически (с помощью карточек - схем, обозначать в нём начало и конец.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы становимся все выше,
достаем руками крыши.
Раз, два, поднялись,
три, четыре, руки вниз,
пять, шесть, повернитесь,
семь, восемь, улыбнитесь,
девять, десять не зевайте,
физминутку продолжайте.
Два хлопка перед собой,
два хлопка над головой,
две руки за спину спрячем
и на двух ногах поскачем.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
М е д в е ж о н о к помогает.
.
1. Игра «Добавь нужное слово».
Воспитатель произносит предложение не полностью, а только частично. Ребёнок добавляет нужное слово, чтобы закончить его.
Например: Светит ярко. (солнце). Птицы (поют)
2. Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».
Взрослый произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.
Например: Мишка ест мёд. (3-слова)
3. Игра «Придумай предложение по картинке».
Ребёнок сам придумывает предложение, а взрослый считает сколько слов в нём. Если ребёнок справляется с заданием, переходите к играм с карточками – схемами. Учите ребёнка выкладывать предложение схематически.
Например: предложите выложить из чёрточек предложение (ПТИЦЫ ПОЮТ.)
Первое слово птицы. Это слово отвечает на вопрос кто? это слово-предмет, обозначим его схемой из одной прямой линии.
Начало предложения всегда обозначаем вертикальной палочкой.
Второе слово поют. Это слово –действие. Его обозначим двумя прямыми линиями.
В конце предложения ставим точку. Только после точки можно писать новое предложение. Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек. Затем проверьте правильно ли вы записали предложение. Проговорите его ещё раз, водя пальцем по соответствующему слову.
5 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
РАБОТА У ДОСКИ
Я буду называть предложение, а вы – выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –записывает схематически предложение. Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос.
6. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?