Алена Данилова
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи детей хорошо известна моим коллегам. Это показывает и мой опыт работы с дошкольниками, Главной задачей развития связной речи ребёнка совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, составление различных видов рассказов и т. д. Все выше перечисленные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи. Но у меня особый интерес вызывает работа с сюжетными картинками. Использование традиционных методов и приёмов в этом направлении не давало желаемых результатов. Но жизнь идёт вперёд! Я стала изучать литературу по технологии ТРИЗ и нашла материал по составлению логических рассказ картинок. С помощью технологии ТРИЗ повышается эффективность работы по развитию связной речи. Планирование системы работы по серии картинок необходимо начинать с 3-хлетнего возраста. Но я начала эту работу с детьми шестого года жизни.
Публикация «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Обучению детей составлению логических рассказов предшествовала подготовительная работа. Необходимо научить детей анализировать реальные ситуации из жизни. Например: в процессе умывания я спрашиваю детей:
- Что мы сейчас делаем?
- Дети: намыливаем руки.
- Что вы делали до этого?
- Дети: открыли кран.
- Что вы будете делать после того, как намылите рук
- Дети: смоем мыло, закроем кран и вытрем руки пол
- Зачем мы всё это делали?
- Дети: чтобы руки перед едой были чистые.
Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать следственные связи и видеть результат.
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.
Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематическое изображение.
А сейчас я познакомлю вас с каждым этапом картинкам.
Этап 1.
Он называется «Паровозик из картинок».
Цель:
- научить ребёнка раскладывать картинки слева на право в одну линию без учёта последовательности сюжета;
- по схеме узнавать игровые действия.
Игровое действие.
Даём ребёнку набор перепутанных картинок (если дети 3-х лет, то достаточно 3-х картинок. Чем старше дети, тем большее количество картинок можно предложить. И, конечно же, надо учитывать и индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то хватит 3-х картинок, а кому-то можно дать больше, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок».
Этап 2.
«Назови место, где происходят события»
Цель:
- научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и дать обобщение;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровое действие.
- В каком месте происходит это событие?
- Дети: на улице, на горке, во дворе.
- Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие.
Этап 3.
«Определи время событий»
Цель:
- научить детей определять время событий с уточнением года и части суток;
- по схеме этапа узнавать игровое действие.
Игровое действие.
- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит?
- Дети: зимой, когда холодно.
- В какое время суток?
- Дети: днём.
- Найди схему, обозначающую «Время событий».
Этап 4.
«Найди общих героев на всех картинках»
Цель:
- научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;
- учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровое действие.
- Посмотри на каждый «вагончик» «паровозика» и найди главного героя.
- Ребёнок: главный герой - мальчик, потому что он изображён на всех картинках.
- Давай придумаем ему имя.
- Ребёнок: его зовут Коля.
- Скажи, во что он одет и какого он возраста?
- Ребёнок: он одет в курточку, шапку, сапоги, штаны, шарфик. Он ходит в садик.
- Что ещё нарисовано на всех картинках?
- Ребёнок: у Коли - санки. Ещё нарисовано дерево.
- Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.
Этап 5.
«Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает?»
Цель:
- научить детей называть действия героев умозаключения, с какой целью это делается;
- учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для её достижения они совершают определённые действие);
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Выберите любую картинку, например: «Мальчик стоит с санками у горки и смотрит в сторону горки».
- Что делает мальчик?
- Дети: смотрит на горку.
- Для чего он это делает?
- Дети: он хочет покататься с горки и думает, как лучше на неё забраться.
- Найди схему, обозначающую нашу игру.
Этап 6.
«Что за чем?»
Цель:
- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Предлагаю ребёнку взять любую картинку и переложить её ближе к себе. Затем ещё раз назвать действия объекта Дальше играем «Что было раньше - что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.
- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится.
- Ребёнок: я хочу взять эту картинку, где Коля едет с горки.
- А что раньше делал Коля?
- Ребёнок: он взял санки, пришёл к горке.
- Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?
- Ребёнок: сначала Коля оделся, взял санки и пошёл на улицу.
Какая картинка будет последней?
- Ребёнок: Коля съехал с горки и въехал в дерево, снег упал на Колю.
- Теперь разложи картинки так, чтобы было понятно о чем наш рассказ.
- Найди схему «Что за чем?».
Этап 7.
«Составь рассказ»
Цель:
- учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок;
- по схеме этапа узнавать игровые действия.
Игровые действия.
Ребёнок составляет рассказ, используя приведённую базовую модель.
Таким образом, с помощью картинок, используя приёмы ТРИЗ, формируем у детей понимание причинно-следственных связей и их результат и развиваем связную речь.
Хочу пожелать Вам творческого подхода к работе и возможности использования различных способов речевой деятельности.