Мамина Александра Васильевна
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им" Г. Гегель. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже. Ключевые слова: картина, обучение, требование, формирует уверенность, развивает воображение, словарный запас, описательный рассказ, отработки навыков разговорной речи. Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, позволяет говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А. А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С. Л. Рубинштейн, Г. Г. Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Требование к картине. -Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему. -Реалистичное изображение. -Картина должна быть высокохудожественной. -Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка. Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине. -Составление описательного рассказа по предметной картине. -Составление описательного рассказа по сюжетной картине. -Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине. -Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин. -Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту. -Творческое рассказывание по сюжетной картине. Требование к рассказам детей : точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы. Более подробно остановимся на занятиях детей 4-5 лет Цели:
Публикация «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи» размещена в разделах
1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.
2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов). Структура занятия. Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя. Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей. Основной прием проведения занятия - беседа. К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками : -Подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают. - Игра "Прятки"(картинки прячут- расставляют по разным доступным местам, дети находят их и приносят, называют). Возможно чтение воспитателем какого либо авторского рассказа. Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома вместе с родителями нарисовать. К концу года становится возможны переход к самостоятельным рассказам детей (как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя). Характерные особенности занятий. - Чередование хоровых и индивидуальных ответов. -Обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов. -Использование литературных и художественных ставок. Возможные приемы. - Игра: "Расскажи кукле" - Выбор объекта описания. - Инсценировка (в гости к детям приходит кукла, собачка, и дети разговаривают с ними. - Предложить ребенку встать на место того, кто "нарисован"(Как будто это мы гуляем", "Как будто это наш котенок.