Елена Лебедева
Консультация «Обучение детей уходу за растениями и животными»
Уголок живой природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны, а в уголке живой природы дошкольники могут в течении всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развивается наблюдательность, интерес к жизни животных. Во время ухода за обитателями живого уголка природы формируются трудовые навыки, трудолюбие, бережное отношение к животным, ответственность за порученное дело.
Публикация «Консультация „Обучение детей уходу за растениями и животными“» размещена в разделах
Обязательные обитатели уголка природы – комнатные растения. Из них выбираются быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые в уходе. Помимо растений, за которыми могут ухаживать дети, в комнате рекомендуется помещать и такие декоративные растения, уход за которыми требует больше умения, доступен только взрослым.
Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.
Животных можно держать только таких, которые безвредны, хорошо переносят неволю, легко приручаются и не требуют сложного ухода, интересны для наблюдений. Лучше брать животных, распространенных в данной местности, чтобы дети могли наблюдать их и в естественных условиях. На таких животных легче показать связь их внешнего вида и повадок с необходимыми им условиями жизни.
Держать в уголке природы одновременно большое количество объектов не рекомендуется, некоторых животных приносят только для рассмотрения их.
Необходимо сохранять в уголке живой природы постоянных обитателей, чтобы дети могли наблюдать происходящие с ними изменения и проявлять заботу о них.
Пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы нужно привлечь внимание всех детей к новым растениями животным, назвать их, рассмотреть вместе, рассказать, где произрастает растение либо обитает животное постоянно, определить место ему в уголке природы и рассказать, как за ним надо ухаживать. Если животное, то вместе с детьми придумать ему кличку.
В уголок природы можно поместить аквариум, зерноядных птиц, мелких животных, комнатные растения. Выделяют четыре этапа обучения уходу за животными :
1. Воспитатель делает всю работу сам, дети слушают и смотрят.
2. Педагог выполняет основную работу, прибегая к небольшой помощи детей.
3. Дети трудятся самостоятельно, воспитатель по мере необходимости дает советы и указания.
4. Дети выполняют всю работу самостоятельно без участия воспитателя. Контроль осуществляется избирательно.
Кроме непосредственных приемов работы, дети должны усвоить некоторые правила:
- не причинять вреда животным и растениям;
- не оставлять клетки с животными и птицами открытыми;
- все оборудование для ухода за животными должно содержаться в чистоте и находиться в одном определенном мест;
В работе по уходу за животными и растениями выделяем следующие трудовые приемы:
- Мытье кормушки и поилки, наполнение их кормом и водой.
- Кормление животных и птиц самостоятельно и по указанию воспитателя.
- Подготовка корма для мелких животных и птиц.
- Помощь взрослому в уходе за аквариумом.
- Уход за комнатными растениями.
- Посев мелких семян цветов и посадка рассады.
Для каждой возрастной группы необходимо подобрать доступные виды труда, труд следует дозировать, его длительность зависит от возраста и возможностей ребенка.
Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции. Необходимо воспитывать бережное отношение к инвентарю в сочетании с культурой труда.
Уход за животными приучает детей к ответственности, они видят наглядный результат своего труда, понимают целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ.
Труд детей в уголку природы нудно сочетать с наблюдением за ростом и развитием растений и животных, иначе пропадет интерес к этому виду труда
Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем их кормить, а затем передать знания детям, спланировать работу детей. Ведущей формой организации труда являются групповые занятия по три-четыре человека, имеют место и индивидуальные поручения.
Таким образом, ознакомление детей с животным и растительным миром должно обеспечить практическое применения знаний о характерных особенностях содержания и кормления, полученных на занятиях с педагогом, в результате проделанной работы у воспитанников формируется гуманное отношение и действенная любовь к животным и растениям.