Ольга Кобер
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательной системы правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу начала с наблюдения и исследования знаний, имеющихся у детей с ограниченными возможностями о безопасном поведении их на дороге и улицах города. На основе результатов было разработано тематическое планирование, где отражена определенная система поэтапного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата правилам дорожного движения (Приложение 4).
Публикация «Обучение детей с нарушениями опорно-двигательной системы правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с особенностями детей наибольшее внимание уделяю сенсорным функциям (цвет, форма, ориентировка в пространстве). При ознакомлении с окружающим и ориентировкой в пространстве провожу занятия на тему “Моя улица”, где при помощи беседы, рассматривания иллюстраций вырабатываю у детей бессознательную привычку играть в строго отведенном месте, понимание того, что на дорогу выходить нельзя. С помощью подвижных игр, например, “Умей быть ловким”, знакомимся с такими понятиями “далеко-близко”, “вправо-влево”, “вверху-внизу”.
На начальном этапе обучения знакомлю детей с транспортом. Даю понятие, что все машины – это транспорт, он бывает разным. Учу классифицировать и различать виды транспорта (грузовой, легковой, пассажирский: автобусы, троллейбусы); называть части автомобиля. ; формирую у детей пространственную ориентировку. Через дидактическую игру “Красный-зеленый” дети учатся различать красный и зеленый цвета. Все обучение провожу в игровой форме. Так, например, при проведении игры “Красный-зеленый” говорю: “Ты, Дима, идешь со своим другом Артемкой к бабушке. Когда я покажу зеленый кружок, вы с Артемкой идите, когда я покажу красный кружок - стойте”. Такая игра, но с разными игрушками, проводилась с детьми несколько раз. Дети научились различать красный и зеленый цвета. Через рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы А. Дорохова “Зеленый, желтый, красный”, загадывание загадок закрепляем знание цветов, знакомимся со светофором и его предназначением на дорогах. При закреплении использую различные игры с несложными сюжетами, например, “Сложи светофор”.
На следующем этапе обучения, опираясь на знания детей, полученные ранее, продолжаю работу по формированию у них пространственных ориентировок, закрепляю умения называть части автомобиля, умение различать и называть цвета светофора, используя игрушки, изображающие автомобили и светофор. В беседе с детьми выясняю, на каком транспорте они ездят, в какую дверь они входят и выходят. Для пополнения знаний использовала целевые прогулки, где дети наблюдали за движением транспорта, работой светофора. На прогулках у детей расширялись знания об улице, дороге, домах (они бывают одноэтажные, многоэтажные, высокие и низкие). Вместе вспоминали, что означает красный, желтый, зеленый сигналы светофора, при каком сигнале можно переходить дорогу, где могут ходить люди и ездить машины. Почему? Дети наблюдали за световыми сигналами светофора (зеленый – ехать автомобилям и идти пешеходам, красный запрещает, а желтый предупреждает, что сигнал переменится, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей (Приложение 6).
После каждой прогулки-экскурсии проводила беседу, которая помогала закрепить полученные детьми знания и представления. Поставленные вопросы давали возможность выявить, правильно ли дети усвоили увиденное. Например, много ли транспорта на улице, где расположен Центр реабилитации; есть ли на этой улице светофор; где нужно переходить дорогу; где переходят улицу с родителями, когда идут домой. На прогулке загадывали загадки, читали стихи о светофоре “Моя улица” С. Михалкова. Наблюдая за транспортом, дети закрепляли знания в дидактических играх, например, “Найди и расскажи”. Среди многих картинок ребята выбирали ту, на которой изображен нужный вид транспорта и рассказывали о нем.
На занятии “Экскурсия по улице” (на прогулке) обращаю внимание детей на поведение пешеходов (Никто не бежит, не перегоняет друг друга, все идут спокойно, не размахивая сильно руками, говоря негромко.) Встречные потоки пешеходов не сталкиваются, потому что каждый идет по тротуару, придерживаясь правой стороны. Переходят дорогу в том месте, где имеются линии или указатель “Переход”. Объясняю, что соблюдение правил поведения на улицах – показатель воспитанности и культуры и, что они направлены на сохранение жизни людей.
Много внимания уделяю ознакомлению детей с дорожными знаками. Начала работу со знакомства детей с предупреждающих знаков: “Пешеходный переход”, “Дети”, “Животные на дороге”, “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”, “Железнодорожный переезд без шлагбаума”. Затем знакомлю с запрещающими знаками: “Пешеходное движение запрещено”, “Въезд запрещен”. Во время игр дети узнают предписывающие знаки: “Круговое движение”, “Движение только прямо”, а также указательные: “Место стоянки”, “Пункт медицинской помощи”, “Телефон”, “Пешеходный переход”. Обращаю внимание на то, что знак “Пешеходный переход” есть и в предупреждающих, и в указательных знаках, но значение его разное. Предупреждающий знак предназначен для водителей: “Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой”, а указательный знак помогает пешеходам: “Не переходите дорогу в неположенном месте, рядом пешеходный переход!”. Внешне эти знаки разные, одинаков лишь рисунок.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах города лучше всего закрепляются в процессе активной деятельности детей. Они отражаются в рисунках, поделках, играх. Дети передавали в своих рисунках характерные детали машин, здания, дома, которые они видели на прогулках и экскурсиях, дорожные знаки. Из пластилина лепили фигурки машин, пешеходов, светофоров (Приложение). Из крупного строительного материала дети строят улицу, вспоминают, какие дома, магазины расположены на ней, расставляют соответствующие знаки. Не забывают и об островках безопасности на дороге (делают их из полоски бумаги). С детьми организую увлекательные сюжетно-ролевые игры, в которых есть роли водителей, пешеходов, пассажиров и работников ГИБДД. В играх закрепляются знания детей о правилах дорожного движения, дети учатся культуре поведения в общественных местах.
В свободной деятельности проводили с детьми викторины, которые способствуют закреплению знаний правил дорожного движения. В них использую логические задачи, например, “Таня и Коля бегут по тротуару, навстречу им идет женщина с сумкой. Ребята не заметили женщину, столкнулись с ней, она выронила сумку. Таня с Колей подняли и отдали ее женщине”.
- Почему дети столкнулись с женщиной?
- Что они сделали неправильно?
- Что правильно?
- Что должны были сделать еще?
Также проводились конкурсные программы:
1. “Правила дорожные, правила надежные”;
2. “Верите ли вы, что…”;
игры:
“Знай правила движения, как таблицу умножения” и др. (Приложение 7)
Закрепление знаний проходит и на психофизических физминутках, которые являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движения рук, стимулирует зрительное и слуховое внимание, память, связную речь и словарный запас. (Приложение 9)
Для расширения знаний по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах была организована встреча с сотрудником ДПС. В ходе встречи гость рассказал об авариях, которые могут происходить на дорогах. Он объяснил детям, что виновниками ДТП могут быть и водители, и пешеходы, а также погодные условия. Чтобы избежать аварий, необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Дети узнали и о том, что задача работников ГИБДД состоит в том, чтобы не допускать правонарушений на дорогах, предотвращать аварии; услышали, каким видом транспорта пользуется данная служба. Рассмотрев макет машины, они увидели ее отличия от другого транспорта, наличие маячка, громкоговорителя. (Приложение 6)
Также для закрепления и расширения знаний детей о работе ДПС читали главы из книги Б. Житкова “Что я видел”, стихотворение Я. Пискунова “Посмотрите, постовой”.
Осуществление обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города нам помогали и родители. На групповых родительских собраниях делала небольшие выступления, подчеркивая необходимость обучения детей правилам дорожного движения и ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья детей.
Чтобы выявить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правильного поведения на улицах, предлагаю им ответить на следующие вопросы:
- Рассказываете ли вы детям о правилах дорожного движения?
- Соблюдаете ли вы эти правила?
- Какую помощь хотели бы получить от педагогов по данной проблеме?
Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать о правилах дорожного движения, в каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало мне возможность подобрать темы бесед, консультаций, папок-передвижек, в которые включаю практические материалы, стихи, списки литературы. (“Три сигнала светофора” Саулина Т. Ф., “Правила дорожного движения” Лапшин В. И.)
В результате проведенной работы, родители не только стали следить за выполнением правил детьми, но и сами вы