Станислав Серегеевич Максимов
Обучение бюджету и влияние на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать +Заказ
Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Л. С. Выгодский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Социальное воспитание детей-сирот выполняет компенсаторную функцию, оно позволяет восполнить те пробелы в социальном развитии, которые возникли как результат материнской и социальной депривации. Те роли, нормы, ценности и формы поведения, которые усваиваются обычным ребенком в процессе стихийной первичной социализации и семейного воспитания для детей-сирот остаются недоступными. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.
Публикация «Обучение бюджету и влияние на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Соответственно, в условиях детского дома данная задача является наиважнейшей и ложится на плечи всех педагогов учреждения, конечно, в первую очередь на воспитателей. Обучение ведению семейного бюджета входит в целый блок занятий, проводимых в нашей группе, по социально-бытовой ориентировке.
В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения :
– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;
– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;
– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);
– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
–
– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;
– приглашать и принимать гостей;
– поздравлять с праздником;
– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
- ну и, конечно, планировать семейный бюджет : определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;
На сегодняшний день экономическое воспитание — один из важных источников формирования поведения человека. Такое воспитание всегда и везде нужно любому, ибо оно помогает успешно социализироваться в обществе, делая молодого человека защищенным, умеющим грамотно обустраивать свою жизнь.
Сегодня жизнь требует, чтобы любой подросток знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения; умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимал назначение денег; представлял, из чего складывается бюджет семьи и государства; для чего нужны налоги; что такое цена товара и от чего она зависит и т. д.
Отсутствие практического жизненного опыта у детей, проживающих в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни в обществе после завершения пребывания в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для успешной социализации и адаптации детей, проживающих в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельной жизни в обществе необходимо приобретать как теоретические знания по экономическим дисциплинам, так и практические навыки ведения семейного бюджета.
Основными задачами обучения ведению семейного бюджета являются :
• приобретение практических навыков ведения семейного бюджета, грамотного потребительского поведения;
• формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности;
• стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
• Знакомство с основными видами продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.
• Знакомство с ассортиментом некоторых отделов промтоварных магазинов, стоимость отдельных товаров, приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
• Ознакомление с перечнем предметов, посылаемых бандеролью, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки бандеролей.
• Обсуждение составных частей бюджета семьи и их размер. Основные статьи расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
• подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру. Подсчитывать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.
• Основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты, умение подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. д. ; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки, носить оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
• идет усвоение экономической концепции понятий «хочу» и «надо». Что такое потребности и их многообразие. Необходимость выбора в жизни каждого человека.
• дается представление - из чего складывается бюджет семьи источники богатства. Дается понимание, что благосостояние человека, семьи и всей страны зависит от умения распределять расходы, экономить.
Планирование и учёт семейного бюджета это дисциплина, которой нужно учиться, и одного дня на обучение далеко не хватит. Знание, практика и опыт, а также умение отказать себе кое в чём ради плановых расходов или накоплений главные составляющие эффективного планирования с положительным результатом.