Любовь Алексеевна Аксеновская
Обследование речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование речи детей дошкольного возраста
Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с №55 «Сказка» комбинированного вида ГОЩ
Аксеновская Л. А.
Обследования речи детей воспитателями группы.
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, воспитатель знакомиться с речью каждого ребенка своей группы. Обследование проводиться дважды : осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.
Публикация «Обследование речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Планируя обследование, воспитатель должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения словаря (пропуски, перестановки слогов, звуков) и фразовой речи (не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о здоровье ребенка, так как развитие речи тесно связано с психофизическим его развитием.
Различные инфекционные заболевания в первые три года жизни ребенка, особенно болезни, связанные с расстройством питания (диспепсия, дизентерия и др., задерживают рост и развитие всего организма, в том числе и речи. Успех работы по воспитанию правильного произношения у ослабленных и отстающих в развитии детей в значительной степени зависит от строгого выполнения режима, предписанного врачом.
При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых.
Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к занятиям по звукопроизношению с ребенком дома только тех, кто говорит правильно.
Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный, имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и другие). Затем проводит индивидуальное обследование, при котором выявляет особенности речи ребенка. Обследование лучшее проводить тогда, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их домой).
Иногда при индивидуальном обследовании ограничивается тем, что предлагают ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает представления о самостоятельной речи детей. Подражая воспитателю, ребенок часто произносит звуки лучше, чем в самостоятельной речи.
Опыт показал, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь прослушиванием прочитанного ребенком стихотворения, так как в заученном со слов взрослого стихотворении он произносит звуки лучше, чем в обычной речи. Кроме того, в стихотворении могут отсутствовать звуки, которые нужно проверить. Поэтому обследование проводиться с использованием специального материала, который должен быть в каждой группе.
Материал для обследования.
Материал подбирается воспитателем и правильно оформляется. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Часто этот материал оформляется в виде альбомов. На одной странице такого альбома обычно наклеивается 6 – 9 картинок. Но когда их предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того, даже если ясно, как ребенок произносит звук, все картинки проходится досматривать до конца, так как это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбоме, не могут быть использованы в дальнейшей работе. Поэтому целесообразнее вкладывать в картинки в конверты. Воспитатель так подбирает картинки, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению.
Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:
1 – звонкие согласные В, Б, Д, Г
2 – свистящие С, С, З, З, Ц
3 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
4 – сонорные Л, Л, Р, Р
5 – звук Й в конце и начале слога
На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) воспитатель подбирает не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок – 10 х 10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.
При подборе материала нужно помнить, что звонкие согласные звуки З, Ж, В, Б, Д, Г в конце слов и в середине, если за ним идет глухой согласный, оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: З как С (арбуз, березка, Ж как Ш (нож, ложка, В как Ф (морковь, лавка, Б как П (столб, коробка, Д как Т (дед, лодка, Г как К (дуг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки находятся в конце или середине звука, когда за ними идет глухой согласный. Надо подобрать картинки так, где эти звуки находятся между двумя гласными (ножи, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы).
Для проверки словаря ребенка не подбирают специального материала, так как сделать это практически невозможно. Но при назывании предметных картинок во время проверки звукопроизношения следует учитывать и состояние словаря, смотреть, не делает ли ребенок перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов. В основном же состояние словаря и фразовой речи воспитатель выясняет на занятиях по разным разделам программы. Уточнение построения предложений, правильного употребления предлогов, согласования членов предложения в роде, числе, падеже воспитатель может провести, используя сюжетные картинки. Картинки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов. Давать их надо в порядке возрастающей трудности.
Проведение обследования.
Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения. Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, воспитатель отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию. Он говорит: «Летит комарик и звенит – з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произносит звук З правильно, это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.
При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.
Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предложений, нарушение в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, обследуют с использование сюжетных картинок. С их
Помощью воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в формировании ребенком фразы. В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.
Оформление результатов обследования.
Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все ответы детей записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого ребенка отводят одну – две страницы. При обследовании педагог отмечает наличие грубых видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, неба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус, такие дети нуждаются в консультации ортодонта
Затем записывает в тетради состояние звукопроизношения:
• Пропуск звука
• Замену звука
• Искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно)
• Смешение звука (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется)
Отмечается также состояние словаря:
• Соответствует ли словарь возрасту
• Правильно ли ребенок произносит слова или искажает их (сокращает их, пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет только отдельные слоги).
Проверяя состояние фразовой речи, воспитатель отмечает:
• Как говорит ребенок – фразами или только словами;
• Правильно ли строит фразу – согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т. д.
• состояние связной речи – может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т. д.
Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающие в речи ребенка : крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п. Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояния речи детей всей возрастной группы.