Софья Николаевна Сургучева
Обследование ребенка в условиях ПМПК
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы ПМПК — на основании достоверной диагностики определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие, получение образования,адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с ОВЗ.
ЗАДАЧИ проведения психолого-медико-педагогического освидетельствования:
диагностика уровня психического и/ или физического развития,речевого развития и отклонений в поведении детей
определение специальных образовательных потребностей у детей с ОВЗ, а также у детей,испытывающих трудности в усвоении образовательных программ
определение типа ОУ
Публикация «Обследование ребенка в условиях ПМПК» размещена в разделах
разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка по организации коррекционно-развивающего обучения и проведению лечебно -оздоровительных мероприятий с учетом его физического и психического состояния.
Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом на современном этапе.
Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:
1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;
2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);
3-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК : областные, краевые, республиканские.
Экспертное освидетельствование проводится в интересах ребенка и во имя реализации его права на полноценную жизнь.
ПМПК осуществляет :
1. Организацию психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков.
2. Первичное, повторное и периодическое психолого-медико-педагогическое освидетельствование.
3. Подготовку и выдачу экспертного заключения по уровню психического и/или физического, речевого развития, эмоционально-волевой сферы ребёнка.
4. Определение возможности обучения и зону его ближайшего развития.
5. Определение вида образовательного учреждения, программы обучения, формы обучения и направление коррекционной работы.
ПМП экспертиза проводится бесплатно ПМПК. Освидетельствуются дети и подростки в возрасте до 18 лет. Необходимым условием на проведение соответствующего освидетельствования является письменное согласие родителей (законных представителей) для направления на экспертизу.
Порядок приема и направления детей на ПМПК
1. Прием проводится по предварительной записи
2. Выезд специалистов ПМПК в ОУ проводится согласно заявке руководителей учреждений.
3. Направление детей на ПМПК осуществляется по инициативе учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения с СОГЛАСИЯ родителей,либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей (законных представителей).
4. Прием детей на обследование осуществляется ТОЛЬКО в сопровождении родителей (закон. предств.)
В обязательном порядке проводится психолого-медико-педагогическое освидетельствование при:
усыновлении, передаче детей на воспитание, под опеку, в приемные семьи
комплектовании специальных (коррекционных) ОУ
направлении детей в специальные (кор) ОУ
переводе ребенка из спец. (кор) ОУ в общеобразовательное У
переводе ребенка из спец (кор)ОУ в другое спец ОУ
переводе ребенка-сироты или без попечения родителей из одного учреждения в другое
ДОКУМЕНТЫ, предоставляемые для прохождения ПМПК :
I. Медицинская документация:
1. Подробная выписка из истории развития ребенка (педиатр)
2. Заключение психиатра (невропатолога для детей до 4х лет)
3. Заключение отоларинголога о состоянии слуха и носа,ушей,горла и органов артикуляции
4. Заключение офтальмолога (развернутый диагноз,характеристика органов зрения)
5. Заключение врача-ортопеда (по показаниям)
Справки действительны в течение 1 года, от психиатра, невролога — полгода
II. Педагогическая документация:
1. педагогическая характеристика (данные о ребенке и продолжительность его обучения в учреждении, анализ успеваемости и поведения, индивидуальная помощь, коррекционные мероприятия и др., подписанная директором ОУ и заверенная печатью.
2. Письменные работы, результаты продуктивной деятельности (дошк.)
3. Табель успеваемости
III. Свидетельство о рождении, с 14 лет паспорт ребенка
IV. Паспорт родителей, присутствующих при осведетельствовании
Освидетельствование ребенка проводится Комиссией в соответствующем учреждении. Если ребенок, по состоянию здоровья, не может явиться в учреждение, Комиссия вправе провести освидетельствование по месту нахождения ребенка на дому.
Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение.
В состав Комиссии входят ее председатель и не менее четырех специалистов (врач-психиатр, врач-невролог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) в зависимости от возраста обследуемого и потребности в психолого-медико-педагогической экспертизе.
Каждый член комиссии выполняет свою особую функцию, хотя заключение комиссии, является, естественно, результатом работы всех специалистов и основывается на тщательном анализе информации о ребенке.
Работа специалистов ПМПК состоит из двух важных компонентов – работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.
Освидетельствование начинается с ознакомления социальным работником предоставленного пакета документов, выяснения причины обращения, регистрации и сбора социального анамнеза.
Далее проводится медицинское обследование, которое начинается с изучения медицинской документации. Осуществляется врачом и оформляется на основании исчерпывающего знакомства с документацией ребенка и сведений, полученных при беседе с его родителями.
Медицинское обследование и установление диагноза – дело врачей. Ни дефектолог, ни психолог не вправе брать на себя не свойственную им миссию. Данные о развитии ребенка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.
Так, при снижении слуха или при нарушениях речи у ребенка обязательным при обследовании является использование заданий невербального характера. При дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале.
Дефектолог и психолог изучают педагогическую документацию и проводят педагогическое и психологическое обследование.
Логопедическое обследование в тех случаях, когда в нем есть необходимость, осуществляет логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В комплекс логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи.
Исследуется письменная речь детей и речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить степень речевого недоразвития детей.
Члены Комиссии определяют уровень психического и/или физического, речевого развития, отклонения в поведении детей, определяют направление коррекционного, психолого-медико-педагогического воздействия, коллегиально обсуждают полученные результаты и составляют комплексное диагностическое заключение в соответствии с классификациями, критериями и инструкциями, утверждёнными Министерством здравоохранения, Министерством образования и Министерством труда и социального развития.
Результаты обследования обсуждаются с родителями ребёнка.
Комиссия даёт экспертное заключение об определении у ребёнка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребёнка программы и вида обучения с учётом зоны ближайшего развития.
Экспертное заключение Комиссии состоит из двух частей: заключение и рекомендации.
Заверяется печатью и выдаётся на руки родителям.
Срок, в течение которого заключение действительно, определяется Комиссией в каждом случае индивидуально.
Комиссия имеет право направлять детей в учреждение образования, здравоохранения с целью дополнительного обследования в случаях требующих применения сложных видов диагностики, специальных методов обследования.
Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.
Руководитель образовательного учреждения информирует членов психолого-медико-педагогического консилиума, других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.
Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями) (если ребенок не обучается (не воспитывается) в образовательном учреждении).