Наталья Косова
Общие направления деятельности специалистов ДОУ в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует, прежде всего, цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.
Для нас было важно выстроить и раскрыть систему сопровождения детей с ОВЗ в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку.
Хотелось бы раскрыть общие направления работы в логике этой системы.
Публикация «Общие направления деятельности специалистов ДОУ в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что только совместные усилия семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ является охрана физического и психического здоровья дошкольников, решение его медицинских проблем, организация охранительного режима.
Очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают как вести себя в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти специалисты ДОУ. Установив доверительные отношения, мы налаживаем конструктивное взаимоотношение. Эта работа включает в себя:
- просвещение по психолого-педагогическим проблемам воспитания;
- обучение приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
- консультации родителям по проблемам, возникающим в процессе внутрисемейных отношений;
- составление коррекционных программ совместных действий родителей и специалистов;
- поддержка родителей в кризисных ситуациях.
Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком.
Не менее важная роль в сопровождении развития воспитанника принадлежит ДОУ, в котором ребенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе.
Имеющиеся, у педагогов - профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнить знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с дошкольником и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому, одно из направлений работы ДОУ (в частности психологической службы) – повышение научно-методического уровня педагогов.
Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т. е. определение индивидуального маршрута его обучения и воспитания.
Важной целью сопровождения детей с ОВЗ является, в первую очередь, осуществление воздействие на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком.
Все это позволяет: 1) изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду; 2) изменить отношение взрослых, информируя их о реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.
В системном сопровождении реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольнику. Но чаще всего проблема ребенка - это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения, с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.
В нашем детском саду появляются дети с различными психологическими и медицинскими диагнозами. Это и соматически ослабленные дети, дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении, дети с общими нарушениями речи.
Дети групп компенсирующей направленности характеризуются рядом признаков. Прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение чаще пониженное. Дети чувствительны к яркому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Часто наблюдаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли, колебания артериального давления, снижение аппетита, беспокойный сон. Распространена метеочувствительность.
В сопровождении таких детей медицинские аспекты выступают на первый план, прежде всего, санитарно-гигиенические: адекватное освещение, строгое соблюдение режима проветривание и т. п. важно чтобы медицинский и педагогический персонал работали во взаимодействии.
Особенности сопровождения таких детей требуют распределение времени на различные задания с учетом возможностей ребенка. Это актуально даже для игровой деятельности. Огромное значение придается закаливающим мероприятиям. Большую роль играет массаж.
Что касается психологического сопровождения оно должно быть ориентированно, прежде всего, на коррекцию невротических проявлений, на повышение самооценки и уверенности в себе. Положительный эффект имеют игровые тренинги, направленные на моделирование житейских ситуаций, методы эмоционально – образного воздействия (такие как театральные инсценировки). Психокоррекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, уважительное отношение к воспитанникам.
Педагогическое сопровождение. Важное место в развитии ребенка занимают, как я уже говорилось ранее, дозированные физические нагрузки. Наиболее предпочтительны лечебная физкультура, подвижные игры, умеренные двигательные упражнения.
Существуют случаи, когда приходится сталкиваться с агрессивным поведением воспитанников. Основной задачей сопровождения будет профилактика конфликтного поведения, агрессии. Тактика индивидуального сопровождения строится на коррекции негативных форм поведения.
Итак, мы опираемся на следующие виды системного и индивидуального сопровождения агрессивного ребенка:
Это игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия):
- тематические беседы;
- проигрывание ситуации с последующим их анализом;
- методы рисунка;
- песочная терапия;
- сказкотерапия;
- работа с мягким материалом;
- использование воды.
Ну и, конечно же, прежде всего, необходимо наладить контакт с семьей. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.
Работа с родителями проводится в двух направлениях:
информирование о проблеме;
обучение эффективным способом общения с ребенком.
Встречаются гиперактивные дети. В этом случае на первый план выступает скоординированность всех участников процесса сопровождения, выработка единого подхода, одинаковое понимание сути проблемы. В ходе сопровождения необходимо объединить и правильно сочетать различные подходы. Необходимым условием успешного сопровождения является своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
В программу коррекции гиперактивного ребенка входят следующие аспекты:
- создание положительной мотивации, ситуации успеха;
- обучение ребенка релаксации;
- коррекция негативных форм поведения;
- развитие дефицитарных функций;
- развитие навыков межличностного взаимодействия.
Что касается замкнутых детей. То здесь целесообразно проводить коррекционную работу в следующих направлениях:
- формирование желания общаться;
- формирование коммуникативных умений;
- формирование мотивации достижения успеха.
Основой коррекционной работы по определению замкнутости является игротерапия:
- игры в группе детей;
- игры в парах;
- обсуждение работы пар в кругу;
- проигрывание и анализ ситуаций;
- чтение литературного произведения и его анализ.
Как и в предыдущих случаях, мы обязательно взаимодействуем с семьей.
Взаимодействие всех специалистов, педагогов, работающих с детьми, а также родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации и обучению детей в школе.