Ирина Ветюгова
Общее родительское собрание «Маленьким детям — большие права»
▼ Скачать + Заказать документы
Общее родительское собрание.
«Маленьким детям - большие права».
Цели: Повысить правовую компетентность родителей.
Задачи:
1. Знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей.
Публикация «Общее родительское собрание „Маленьким детям — большие права“» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
2. Систематизировать знания по осуществлению прав ребёнка в семье, довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Подготовка к собранию :
1. Выставка пособий «Детям о правах ребёнка»
2. Выставка рисунков «Семейные традиции»
3. Презентация «Маленьким детям, большие права»
4. Подготовка инсценировки «Занятная история»
Участники: воспитанники старшей группы, заведующий Е. Е. Забелина, старший воспитатель Ветюгова И. В., уполномоченный по правам ребёнка в МДОУ д/с № 28 Жогло О. М., Котова Альбина Витальевна.
План собрания :
1. Актуальность затронутой темы. Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах – Забелина Е. Е.
2. Инсценировка «Занятная история» - воспитанники подготовительной группы
3. Право ребёнка на любовь, внимание, семейное благополучие. –Котова А. В.
4. Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье – Жогло О. М.
5. Право на образование. Презентация образовательной программы ДОУ. Право детей на отдых и досуг – Ветюгова И. В.
6. Право родителей представлять интересы ребёнка. – Забелина Е. Е.
7. О встрече на память (Памятка «Защита прав и достоинства в семье»)
8. Решение собрания.
Ход собрания
Уважаемые родители!
Тема нашей сегодняшней встречи «Маленьким детям большие права». И эпигрофом мы взяли слова Ф. М. Достоевского «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка». Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире. Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Разрешите представить наших гостей.
Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последнее время в СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в правоприменении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать
И не случайно 21 век объявлен веком ребёнка. А. 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка.
Коротко познакомимся с основными международными документами и документами Российской Федерации, регулирующими права ребенка :
• Конвенция о правах ребенка (принятая ООН 20.11.1989 г.).
• Конституция Российской Федерации (принятая 12.12.1993 г.).
• Семейный кодекс РФ
• Закон об образовании в РФ
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
• К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.
• Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
• К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
• Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
• Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
• Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Сегодня мы не будем рассматривать все права ребёнка, а остановимся на самых основных, которые ….
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 60%, детский сад - 20%, улица -10%., СМИ - 10%,
Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. И сейчас нам хотелось бы предоставить слово им, нашим маленьким участникам. Воспитанники старшей группы приготовили для вас инсценировку «Занятная история».
Я думаю, вы проследили в этой инсценировке основное право ребёнка на любовь, внимание и семейное благополучие. И продолжить разговор мы предлагаем Котовой Альбине Витальевне.
А сейчас мне хотелось бы предоставить слово Жогло Ольге Михайловне.
Право ребенка на образование. Ветюгова И. В.
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране произошли существенные изменения в правовой базе дошкольного образования. Все вы люди грамотные и информированные, но для повышения вашей родительской компетентности позвольте мне выделить основные аспекты дошкольного образования. С 1 сентября 2013 г вступил в силу новый Закон об образовании в РФ. И согласно ему впервые в истории, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. 1 января 2014 года вступил в силу ещё один документ ФГОС ДО. Что же это такое?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований получения бесплатного доступного качественного образования:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Мне бы хотелось остановиться на основных направлениях образовательной программы, которая разработана коллективом педагогов в нашем ДОУ. Программа разработана как раз с учётом новых документов ФГОС ДО, закона об образовании и в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, конституцией РФ и других документов. Их вы можете видеть на экране. Основная цель программы: Создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Задачи: 1. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
2. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.
3. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные принципы ОП ДО
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество учреждения с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
10 Принцип развивающего образования
11. Учет интеграции образовательных областей;
12. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Программа рассчитана для детей в возрасте от 2-7 лет. Особенностиорганизации образовательного процесса:
Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) :
Особенности организации образовательного процесса.
Программа дошкольного образовательного учреждения, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
• Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
• На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.
• Построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми -игра, экскурсия, труд, занятия, экспериментирование, проектная деятельность и организации различных видов детской деятельности.
• Ребёнок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счёта и письма войдут в мир познания ребёнка через ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
* Решение программных образовательных задач осуществляется в разных формах: совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
В ДОУ организованно дополнительное образование:
Вокальная студия «Колокольчик»;
Изостудия «Удивительная аппликация»;
Кружок «Мукосолька»;
Кружок «Говорунчики»;
Кружок «Дошкольный фольклор»»
Кружок «Здоровей-ка».
Кружок «Цветик -семицветик»
Кружок «Волшебная бумага»
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
В дошкольном возрасте ребёнок должен иметь возможность наиграться. И не должно нарушаться ещё одно главное право ребёнка на отдых и досуг. Сегодня в нашем зале представлена выставка рисунков «Семейные традиции». Нам приятно видеть, что отдых детей в семье не сводится только к просмотру телевизора и компьютерным играм. А это в основном активный отдых прогулки по городу, походы в лес, совместные праздники и общее коллективное дело. Мы благодарим семьи, активно принявшие участие в выставке и очень надеемся на дальнейшее сотрудничество.
А организовать детский досуг, развивать в детях их способности и задатки, нам как жителям микрорайона ДХЗ намного легче, имея богатую инфраструктуру.
Право родителей представлять интересы ребёнка. Выбор представителей в управляющий совет и садовый родительский комитет.
Уважаемые родители, наша первая встреча по изучению прав ребенка подходит к концу, но мы еще не раз будем говорить о них. Ведь только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, только соблюдая права и достоинства маленького человека, мы вырастим полноценно развитую личность. А это залог благополучия будущего России и всего мира. Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И, конечно же, сохранять оптимизм.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи – то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети,
О правах, что защищают их на свете.