Юлия Сигалева
Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика застенчивости детей как психологической категории
автор: Сигалева Юлия Павловна
Заместитель заведующей по ВМР
Все больший интерес в последнее время уделяется эмоциональным аспектам регуляции. Этот интерес имеет глубокие корни и опирается на теории В. Вундта, У. Кеннона и др. Теоретические основания для рассмотрения эмоциональных процессов как процессов, имманентно присущих застенчивости, заложены в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Иванникова, О. В. Дашкевич, М. В. Чумакова и др.
Публикация «Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Застенчивость - это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость и скованность.
Взаимосвязь эмоций и застенчивости Л. С. Выготский описывает в своих трудах следующим образом. Он понимает волю как механизм, позволяющий овладеть собственным поведением, собственными психическими процессами. Внутренняя включенность эмоций в волевую регуляцию обнаруживается при рассмотрении усилий, связанных с овладением человеком собственными психическими функциями, и реакций выбора, являясь необходимой внутренней составной частью данных процессов. Отсюда вытекает потребность анализа волевой и эмоциональной регуляции в их единстве, а не изолированно друг от друга.
В отличие от Л. С. Выготского А. Н. Леонтьев не констатирует связь эмоций и застенчивости напрямую, однако, ее можно предполагать, имея в виду понимание воли как осознанной регуляции личностного уровня. В этом случае эмоции как внутренние сигналы играют важную роль в регуляции, помогая личности осознать свои особенности и свою мотивацию, и не несут информации о внешних объектах, их связях и отношениях. Особенность эмоций заключается в непосредственном отражении отношений между мотивом и реализующей его деятельностью, которая, в свою очередь, регулируется посредством эмоционального предвосхищения.
Анализируя двойственную природу эмоций, С. Л. Рубинштейн выделяет ее активную (стимулирующую деятельность) и пассивную (эмоционально переживаемые состояния) стороны. Первая включает в себя волевой компонент. Сами эмоции, по мнению С. Л. Рубинштейна, представляют собой конкретную форму существования потребности, что объединяет их с волей в своих истоках.
Взгляды отечественных исследователей на процессы застенчивости в дальнейшем развивались в теориях других психологов. Так В. А. Иванников рассматривает застенчивость детей дошкольного возраста как форму произвольной подавляющей самооценки, обеспечивающую дополнительное побуждение на основе произвольной мотивации и отличающуюся такими признаками, как осознанность, реализуемость по собственному решению человека на основе внешней или внутренней необходимости при помощи создания дополнительного смысла действия. Поскольку смысловая сфера личности связана с эмоциональной сферой, становится возможным изучение самооценки и эмоциональных процессов, которые способствуют застенчивости в единстве.
Обобщая взгляды различных психологов, М. В. Чумаков отмечает, что имманентно присутствуя в процессе волевой регуляции самооценки, эмоции образуют интегральный процесс, который может быть назван эмоционально-волевой регуляцией. При этом именно наличие эмоционального компонента застенчивости придает регуляции дополнительный, неосознаваемый уровень. Совокупность же данных уровней обеспечивает эффективность регуляции застенчивости в условиях трудностей. Кроме того, эмоции как дополнительный источник информации помогают осознанию регуляторных процессов застенчивости, представляя тем самым важный ресурс, поддерживающий саму основу волевой регуляции – ее осознанность, рефлексивность и произвольность.
М. В. Чумаков приходит к выводу об участие в эмоциональной регуляции застенчивости личности в целом, что проявляется в особенностях данного процесса в связи с самооценкой, ценностными установками, убеждениями, направленностью личности, выраженной в проявлении интереса. С данной точки зрения, неэффективная регуляция, индикатором которой являются эмоции, может быть связана как с недостаточностью волевой регуляции самооценки, так и с необходимостью изменения направленности личности ребенка, убеждений или социального взаимодействия, которое приводит к их формированию застенчивости.
Исходя из взглядов различных авторов, можно заключить, что эмоции выступают важным фактором в формировании психологической функциональной системы деятельности и находятся в единстве с волевыми и процессами застенчивости, а также обусловлены особенностями самооценки. Включение не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции.
Для определения понятия «эмоция - застенчивости» в своем исследовании мы придерживаемся комплексного (трехмерного) определения, включающего в себя физиологический, экспрессивный и субъективный компоненты, и соответственно совокупному эффекту психического, вегетативного и психомоторного уровней реагирования, рассматриваем эмоцию застенчивости как психическое состояние. Как частный случай психического состояния эмоции играют приспособительную роль, регулируют активность субъекта застенчивости в значимых для него ситуациях жизнедеятельности и могут выступать как организующая или дезорганизующая сила.
Эмоция застенчивости как внешняя экспрессия, проявляющаяся в выразительных движениях, у детей старшего дошкольного возраста является тонко дифференцированным языком и служит средством регулирования процесса общения, информируя как о внутреннем состоянии индивида, так и о происходящем вокруг. В данном ключе могут рассматриваться две стороны эмоций – эмоциональность и эмотивность, имеющие разную направленность. Эмоциональность – инстинктивное, незапланированное проявление эмоций застенчивости, являющее психофизиологической потребностью людей приспособиться к внутренним раздражителям, т. е. снять эмоциональное напряжение для поддержания психического равновесия. Эмотивность, наоборот, является сознательной, запланированной демонстрацией эмоций застенчивости с определенной коммуникативной установкой.
Ученые все еще неоднозначны в подходах к классификации эмоций застенчивости по признаку. Как правило, производят деление эмоций застенчивости на положительные и отрицательные, используя для этого разные основания. Так П. В. Симонов подчеркивает ценностную составляющую: «Социальную ценность эмоции всегда определяет самооценка, вызвавший ее к жизни». В свою очередь, К. Изард указывает на возможность подразделения эмоций на основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик : «Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях застенчивости, было бы правильнее считать, что существуют эмоции застенчивости, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение».
Е. П. Ильин поддерживает эту точку зрения, считая непосредственной причиной эмоции интеллектуальную оценку субъектом данного положения вещей как вероятного или неожиданного, желательного или нежелательного. В то же время, эмоциональное состояние является реакцией функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленной на получение полезного для организма результата. При этом ожидаемый полезный результат для функциональной системы может не совпадать с представлениями о пользе для человека как субъекта социальных взаимоотношений.
Списки эмоций также не совпадают по числу и набору. В результате исследований П. Экмана, К. Изарда и др., были эмпирически идентифицированы десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Их фундаментальность определяется наличием: специфического детерминированного нервного субстрата, характерных мимических или нервно-мышечных выразительных комплексов, отличающегося субъективного переживания или феноменологического качества. Однако, отдельно, а не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких периодов времени.
Обобщая накопленный психологами опыт, можно заключить, что эмоциональная система – одна из самых сложных систем человека, поскольку в ее возникновении, развитии и проявлении принимают участие практически все остальные системы человека: восприятие, физиологические реакции, интеллект, физические системы (в частности моторика, включая мимику, речь и др. Закономерно возникает вопрос о возможностях саморегуляции своего эмоционального состояния на различных уровнях его проявления.
В своих исследованиях П. Сэловей и Дж. Майер осуществили переход от объяснительного понимания дифференциации эмоций к развитию эмоционального интеллекта, определив его как индивидуальную способность к переработке эмоциональной информации. Л. С. Акопян отмечает: «Концептуальное утверждение независимости внутриличностного эмоционального интеллекта (понимание собственных эмоции и управление ими) от основных личностных характеристик, т. е. фактора генетической и социальной «непредопределенности» эмоциональных состояний застенчивости открывает широкие возможности для развития самопонимания и самоуправления собственными эмоциями, а также для психолого-педагогического участия в процессе развития психических состояний».
В отечественной литературе применяются различные термины в отношении управления человеком эмоциями: регуляция, саморегуляция, преодоление, совладание и др. Многие исследователи используют термин саморегуляция как производный от «регулирования», подчеркивая произвольность и осознанность данного процесса.
В современных иностранных источниках употребляются понятия, различающиеся по смыслу: эмоциональная саморегуляция (emotional self-regulation) и социально-эмоциональная саморегуляция (social-emotional self-regulation). Эмоциональная саморегуляция представлена в довольно ограниченном понимании – как способность быстро восстанавливать физические и душевные силы, адаптироваться. Наиболее эквивалентной по смыслу отечественному пониманию эмоциональной саморегуляции в зарубежной литературе является понятие социально-эмоциональной саморегуляции, включающей такие умения, как обращаться с чувствами, управлять эмоциями, справляться с отрицательными эмоциями
конструктивными способами, конструктивно управлять интенсивными эмоциями и их выражением.
Отечественные авторы, определяя понятие эмоциональной саморегуляции, отмечают схожие аспекты. А. В. Уварова характеризует произвольную саморегуляцию эмоциональных состояний как процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний.
Л. С. Акопян рассматривает саморегуляцию эмоциональных состояний как способность произвольно регулировать эмоциональные переживания с помощью собственного репертуара трансформации негативных или конструктивных эмоциональных состояний в социально приемлемую форму.
Ю. В. Саенко определяет регуляцию эмоций застенчивости как осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности в самооценке. При этом подразумевается применение знаний об эмоциях для решений проблем, наличие которых они выявляют, а также предполагается максимально возможное внешнее выражение, разрядка эмоциональных состояний конструктивными способами, т. е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей.
Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может произвольно регулировать препятствующие эффективной реализации эмоциональные состояния застенчивости и активизировать эмоции, стимулирующие волевые усилия. Этого можно достичь посредством разрядки психофизиологического напряжения, когнитивного проблемного анализа и коррекции процесса деятельности.
Однако формирование эмоциональной саморегуляции застенчивости – длительный процесс, становление которого объясняется учеными по-разному. В рамках деятельностного подхода онтогенез эмоций застенчивости рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.
Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович в своих трудах указывают на эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на разных этапах онтогенеза и определяющие содержание эмоционального развития, а также его возрастную динамику. Такими новообразованиями являются «комплекс оживления», трансформация содержания эмоциональных переживаний, социализация эмоций, совершенствование механизмов эмоциональной регуляции, становление произвольности эмоциональных процессов и вербальное обозначение эмоций.
Непосредственно развитие эмоциональной саморегуляции застенчивости А. В. Запорожец и Я. З. Неверович рассматривают как последовательное развитие эмоциональных процессов, обусловленное дифференциацией качества эмоций, усложнением объектов, вызывающих эмоциональный отклик, изменением функциональной роли эмоциональных процессов, распознанием собственных эмоциональных реакций, пониманием эмоциональных реакций других людей и развитием способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.
Становления произвольности эмоциональных процессов начинается уже в раннем детстве во взаимоотношениях ребенка с близкими взрослым, которые помогают ему регулировать аффективные взаимоотношения со средой и осваивать приемы аффективной организации поведения, стабилизируя аффективные процессы. В целом в период раннего детства эмоциональная регуляция приобретает конкретный и ситуативный характер, отличается высокой реактивностью и подвижностью, повышенной чувствительностью к эндогенным процессам.
Важный этап развития – включение в эмоциональные процессы слова, которое перестраивает их протекание и создает основу для развития речевой регуляции поведения и целенаправленности. Вступая в дошкольный период, ребенок уже обладает способностью к внеситуативной саморегуляции речью. На четвертом году жизни у детей формируется эмоциональное предвосхищение – один из ключевых механизмов эмоциональной регуляции, позволяющий оценивать возможные последствия до осуществления каких-либо действий. В основе этого механизма лежит взаимодействие аффективных и познавательных процессов, в результате которого первые интеллектуализируются и становятся обобщенными, предвосхищающими, а вторые приобретают аффективный характер и роль смыслоразличения и смыслообразования.
Уже в дошкольном детстве начинает формироваться навык сдерживания внешнего выражения своих эмоций и умение анализировать вызвавшие их причины в контексте игровой деятельности в соответствии с игровыми правилами и по требованию игрового сотрудничества. Произвольность эмоциональных процессов как способность подчинять непосредственные желания поставленным целям – новообразование конца дошкольного возраста, проявляющееся на уровне регуляции поведения. С возникновением произвольности всех процессов в младшем школьном возрасте усложняются формы произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций. Импульсивность эмоций застенчивости ограничивает новая система обязанностей и регламентированный социальный контроль. Возрастают возможности управления эмоциональными процессами, на основе анализа вызвавших их причин.
Снижение эмоциональной экспрессии застенчивости западные исследователи рассматривают как инволюцию эмоций в онтогенезе. В свою очередь отечественные психологи связывают данный факт с развитием самоконтроля, целенаправленности, устойчивости и глубины эмоциональных процессов, что является показателем высокого уровня развития эмоциональной саморегуляции.
Рассматривая различные аспекты застенчивости, исследователи не подходят к данному вопросу с точки зрения выделения конкретных навыков, лежащих в основе ее развития. Однако, исходя из оформленных теорий и определений различных авторов, в качестве основных навыков эмоциональной саморегуляции можно выделить умение воспринимать, дифференцировать и интерпретировать эмоциональные состояния, умение снимать психоэмоциональное напряжение конструктивным способом, умение выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 31. ШОП - ЯДО - М. : АСТ: Астрель; 2015. - 504 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; - 4-е изд. - М. : Инфрв-М, 2016. - 578с.
3. Бреслав, Г. А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. А. Бреслав - СПб. : Питер, 2015. - 336с.
4. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно - М. : Медицина, 2015. - 196с.
5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский, В. И. Гарбузова; Под ред. А. Н. Леонтьева. - М. : Искусство, 1968. - 675с.
6. Медведева, Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М. : Академия, 2011. - 346 с.