МААМ-картинки

Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории

Юлия Сигалева
Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории
▼ Скачать + Заказать документы

Общая характеристика застенчивости детей как психологической категории

автор: Сигалева Юлия Павловна

Заместитель заведующей по ВМР

Все больший интерес в последнее время уделяется эмоциональным аспектам регуляции. Этот интерес имеет глубокие корни и опирается на теории В. Вундта, У. Кеннона и др. Теоретические основания для рассмотрения эмоциональных процессов как процессов, имманентно присущих застенчивости, заложены в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Иванникова, О. В. Дашкевич, М. В. Чумакова и др.

Публикация «Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории» размещена в разделах

Застенчивость - это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость и скованность.

Взаимосвязь эмоций и застенчивости Л. С. Выготский описывает в своих трудах следующим образом. Он понимает волю как механизм, позволяющий овладеть собственным поведением, собственными психическими процессами. Внутренняя включенность эмоций в волевую регуляцию обнаруживается при рассмотрении усилий, связанных с овладением человеком собственными психическими функциями, и реакций выбора, являясь необходимой внутренней составной частью данных процессов. Отсюда вытекает потребность анализа волевой и эмоциональной регуляции в их единстве, а не изолированно друг от друга.

В отличие от Л. С. Выготского А. Н. Леонтьев не констатирует связь эмоций и застенчивости напрямую, однако, ее можно предполагать, имея в виду понимание воли как осознанной регуляции личностного уровня. В этом случае эмоции как внутренние сигналы играют важную роль в регуляции, помогая личности осознать свои особенности и свою мотивацию, и не несут информации о внешних объектах, их связях и отношениях. Особенность эмоций заключается в непосредственном отражении отношений между мотивом и реализующей его деятельностью, которая, в свою очередь, регулируется посредством эмоционального предвосхищения.

Анализируя двойственную природу эмоций, С. Л. Рубинштейн выделяет ее активную (стимулирующую деятельность) и пассивную (эмоционально переживаемые состояния) стороны. Первая включает в себя волевой компонент. Сами эмоции, по мнению С. Л. Рубинштейна, представляют собой конкретную форму существования потребности, что объединяет их с волей в своих истоках.

Взгляды отечественных исследователей на процессы застенчивости в дальнейшем развивались в теориях других психологов. Так В. А. Иванников рассматривает застенчивость детей дошкольного возраста как форму произвольной подавляющей самооценки, обеспечивающую дополнительное побуждение на основе произвольной мотивации и отличающуюся такими признаками, как осознанность, реализуемость по собственному решению человека на основе внешней или внутренней необходимости при помощи создания дополнительного смысла действия. Поскольку смысловая сфера личности связана с эмоциональной сферой, становится возможным изучение самооценки и эмоциональных процессов, которые способствуют застенчивости в единстве.

Обобщая взгляды различных психологов, М. В. Чумаков отмечает, что имманентно присутствуя в процессе волевой регуляции самооценки, эмоции образуют интегральный процесс, который может быть назван эмоционально-волевой регуляцией. При этом именно наличие эмоционального компонента застенчивости придает регуляции дополнительный, неосознаваемый уровень. Совокупность же данных уровней обеспечивает эффективность регуляции застенчивости в условиях трудностей. Кроме того, эмоции как дополнительный источник информации помогают осознанию регуляторных процессов застенчивости, представляя тем самым важный ресурс, поддерживающий саму основу волевой регуляции – ее осознанность, рефлексивность и произвольность.

М. В. Чумаков приходит к выводу об участие в эмоциональной регуляции застенчивости личности в целом, что проявляется в особенностях данного процесса в связи с самооценкой, ценностными установками, убеждениями, направленностью личности, выраженной в проявлении интереса. С данной точки зрения, неэффективная регуляция, индикатором которой являются эмоции, может быть связана как с недостаточностью волевой регуляции самооценки, так и с необходимостью изменения направленности личности ребенка, убеждений или социального взаимодействия, которое приводит к их формированию застенчивости.

Исходя из взглядов различных авторов, можно заключить, что эмоции выступают важным фактором в формировании психологической функциональной системы деятельности и находятся в единстве с волевыми и процессами застенчивости, а также обусловлены особенностями самооценки. Включение не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции.

Для определения понятия «эмоция - застенчивости» в своем исследовании мы придерживаемся комплексного (трехмерного) определения, включающего в себя физиологический, экспрессивный и субъективный компоненты, и соответственно совокупному эффекту психического, вегетативного и психомоторного уровней реагирования, рассматриваем эмоцию застенчивости как психическое состояние. Как частный случай психического состояния эмоции играют приспособительную роль, регулируют активность субъекта застенчивости в значимых для него ситуациях жизнедеятельности и могут выступать как организующая или дезорганизующая сила.

Эмоция застенчивости как внешняя экспрессия, проявляющаяся в выразительных движениях, у детей старшего дошкольного возраста является тонко дифференцированным языком и служит средством регулирования процесса общения, информируя как о внутреннем состоянии индивида, так и о происходящем вокруг. В данном ключе могут рассматриваться две стороны эмоций – эмоциональность и эмотивность, имеющие разную направленность. Эмоциональность – инстинктивное, незапланированное проявление эмоций застенчивости, являющее психофизиологической потребностью людей приспособиться к внутренним раздражителям, т. е. снять эмоциональное напряжение для поддержания психического равновесия. Эмотивность, наоборот, является сознательной, запланированной демонстрацией эмоций застенчивости с определенной коммуникативной установкой.

Ученые все еще неоднозначны в подходах к классификации эмоций застенчивости по признаку. Как правило, производят деление эмоций застенчивости на положительные и отрицательные, используя для этого разные основания. Так П. В. Симонов подчеркивает ценностную составляющую: «Социальную ценность эмоции всегда определяет самооценка, вызвавший ее к жизни». В свою очередь, К. Изард указывает на возможность подразделения эмоций на основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик : «Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях застенчивости, было бы правильнее считать, что существуют эмоции застенчивости, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение».

Е. П. Ильин поддерживает эту точку зрения, считая непосредственной причиной эмоции интеллектуальную оценку субъектом данного положения вещей как вероятного или неожиданного, желательного или нежелательного. В то же время, эмоциональное состояние является реакцией функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленной на получение полезного для организма результата. При этом ожидаемый полезный результат для функциональной системы может не совпадать с представлениями о пользе для человека как субъекта социальных взаимоотношений.

Списки эмоций также не совпадают по числу и набору. В результате исследований П. Экмана, К. Изарда и др., были эмпирически идентифицированы десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Их фундаментальность определяется наличием: специфического детерминированного нервного субстрата, характерных мимических или нервно-мышечных выразительных комплексов, отличающегося субъективного переживания или феноменологического качества. Однако, отдельно, а не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких периодов времени.

Обобщая накопленный психологами опыт, можно заключить, что эмоциональная система – одна из самых сложных систем человека, поскольку в ее возникновении, развитии и проявлении принимают участие практически все остальные системы человека: восприятие, физиологические реакции, интеллект, физические системы (в частности моторика, включая мимику, речь и др. Закономерно возникает вопрос о возможностях саморегуляции своего эмоционального состояния на различных уровнях его проявления.

В своих исследованиях П. Сэловей и Дж. Майер осуществили переход от объяснительного понимания дифференциации эмоций к развитию эмоционального интеллекта, определив его как индивидуальную способность к переработке эмоциональной информации. Л. С. Акопян отмечает: «Концептуальное утверждение независимости внутриличностного эмоционального интеллекта (понимание собственных эмоции и управление ими) от основных личностных характеристик, т. е. фактора генетической и социальной «непредопределенности» эмоциональных состояний застенчивости открывает широкие возможности для развития самопонимания и самоуправления собственными эмоциями, а также для психолого-педагогического участия в процессе развития психических состояний».

В отечественной литературе применяются различные термины в отношении управления человеком эмоциями: регуляция, саморегуляция, преодоление, совладание и др. Многие исследователи используют термин саморегуляция как производный от «регулирования», подчеркивая произвольность и осознанность данного процесса.

В современных иностранных источниках употребляются понятия, различающиеся по смыслу: эмоциональная саморегуляция (emotional self-regulation) и социально-эмоциональная саморегуляция (social-emotional self-regulation). Эмоциональная саморегуляция представлена в довольно ограниченном понимании – как способность быстро восстанавливать физические и душевные силы, адаптироваться. Наиболее эквивалентной по смыслу отечественному пониманию эмоциональной саморегуляции в зарубежной литературе является понятие социально-эмоциональной саморегуляции, включающей такие умения, как обращаться с чувствами, управлять эмоциями, справляться с отрицательными эмоциями

конструктивными способами, конструктивно управлять интенсивными эмоциями и их выражением.

Отечественные авторы, определяя понятие эмоциональной саморегуляции, отмечают схожие аспекты. А. В. Уварова характеризует произвольную саморегуляцию эмоциональных состояний как процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний.

Л. С. Акопян рассматривает саморегуляцию эмоциональных состояний как способность произвольно регулировать эмоциональные переживания с помощью собственного репертуара трансформации негативных или конструктивных эмоциональных состояний в социально приемлемую форму.

Ю. В. Саенко определяет регуляцию эмоций застенчивости как осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности в самооценке. При этом подразумевается применение знаний об эмоциях для решений проблем, наличие которых они выявляют, а также предполагается максимально возможное внешнее выражение, разрядка эмоциональных состояний конструктивными способами, т. е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может произвольно регулировать препятствующие эффективной реализации эмоциональные состояния застенчивости и активизировать эмоции, стимулирующие волевые усилия. Этого можно достичь посредством разрядки психофизиологического напряжения, когнитивного проблемного анализа и коррекции процесса деятельности.

Однако формирование эмоциональной саморегуляции застенчивости – длительный процесс, становление которого объясняется учеными по-разному. В рамках деятельностного подхода онтогенез эмоций застенчивости рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.

Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович в своих трудах указывают на эмоциональные новообразования, последовательно формирующиеся на разных этапах онтогенеза и определяющие содержание эмоционального развития, а также его возрастную динамику. Такими новообразованиями являются «комплекс оживления», трансформация содержания эмоциональных переживаний, социализация эмоций, совершенствование механизмов эмоциональной регуляции, становление произвольности эмоциональных процессов и вербальное обозначение эмоций.

Непосредственно развитие эмоциональной саморегуляции застенчивости А. В. Запорожец и Я. З. Неверович рассматривают как последовательное развитие эмоциональных процессов, обусловленное дифференциацией качества эмоций, усложнением объектов, вызывающих эмоциональный отклик, изменением функциональной роли эмоциональных процессов, распознанием собственных эмоциональных реакций, пониманием эмоциональных реакций других людей и развитием способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Становления произвольности эмоциональных процессов начинается уже в раннем детстве во взаимоотношениях ребенка с близкими взрослым, которые помогают ему регулировать аффективные взаимоотношения со средой и осваивать приемы аффективной организации поведения, стабилизируя аффективные процессы. В целом в период раннего детства эмоциональная регуляция приобретает конкретный и ситуативный характер, отличается высокой реактивностью и подвижностью, повышенной чувствительностью к эндогенным процессам.

Важный этап развития – включение в эмоциональные процессы слова, которое перестраивает их протекание и создает основу для развития речевой регуляции поведения и целенаправленности. Вступая в дошкольный период, ребенок уже обладает способностью к внеситуативной саморегуляции речью. На четвертом году жизни у детей формируется эмоциональное предвосхищение – один из ключевых механизмов эмоциональной регуляции, позволяющий оценивать возможные последствия до осуществления каких-либо действий. В основе этого механизма лежит взаимодействие аффективных и познавательных процессов, в результате которого первые интеллектуализируются и становятся обобщенными, предвосхищающими, а вторые приобретают аффективный характер и роль смыслоразличения и смыслообразования.

Уже в дошкольном детстве начинает формироваться навык сдерживания внешнего выражения своих эмоций и умение анализировать вызвавшие их причины в контексте игровой деятельности в соответствии с игровыми правилами и по требованию игрового сотрудничества. Произвольность эмоциональных процессов как способность подчинять непосредственные желания поставленным целям – новообразование конца дошкольного возраста, проявляющееся на уровне регуляции поведения. С возникновением произвольности всех процессов в младшем школьном возрасте усложняются формы произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций. Импульсивность эмоций застенчивости ограничивает новая система обязанностей и регламентированный социальный контроль. Возрастают возможности управления эмоциональными процессами, на основе анализа вызвавших их причин.

Снижение эмоциональной экспрессии застенчивости западные исследователи рассматривают как инволюцию эмоций в онтогенезе. В свою очередь отечественные психологи связывают данный факт с развитием самоконтроля, целенаправленности, устойчивости и глубины эмоциональных процессов, что является показателем высокого уровня развития эмоциональной саморегуляции.

Рассматривая различные аспекты застенчивости, исследователи не подходят к данному вопросу с точки зрения выделения конкретных навыков, лежащих в основе ее развития. Однако, исходя из оформленных теорий и определений различных авторов, в качестве основных навыков эмоциональной саморегуляции можно выделить умение воспринимать, дифференцировать и интерпретировать эмоциональные состояния, умение снимать психоэмоциональное напряжение конструктивным способом, умение выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 31. ШОП - ЯДО - М. : АСТ: Астрель; 2015. - 504 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко; - 4-е изд. - М. : Инфрв-М, 2016. - 578с.

3. Бреслав, Г. А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. А. Бреслав - СПб. : Питер, 2015. - 336с.

4. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно - М. : Медицина, 2015. - 196с.

5. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский, В. И. Гарбузова; Под ред. А. Н. Леонтьева. - М. : Искусство, 1968. - 675с.

6. Медведева, Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М. : Академия, 2011. - 346 с.

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексико-грамматической категории «Зима» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка,.

Консультация «Механизмы психологической защиты у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Методические рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению,.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению,.

Общая характеристика дидактических игр, как средства обучения дошкольников Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное.

Портфолио воспитателя первой квалификационной категории https://www.maam.ru/maps/news/302858.html Характеристика-представление Гуревичевой Марии Александровны, воспитателя первой квалификационной.

Презентация воспитателя первой категории на аттестацию Слайд1. Позвольте представиться: Сенють Наталья Владимировна, воспитатель первой категории. Работаю в МБДОУ «Приреченский детский сад».

Рекомендации для родителей по психологической подготовке детей к школеРекомендации для родителей по психологической подготовке детей к школе Поход в школу – значимое событие в жизни каждого ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель.

Рекомендации учителя-дефектолога по обучению детей с ОВЗ разной категории учителям общеобразовательного учреждения Рекомендации учителя-дефектолога педагогам по обучению детей категории ЗПР Математика:1 класс: автор Моро М. И., Волкова С. И., Степанова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории
Опубликовано: 21 октября 2019 в 02:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая характеристика застенчивости детей, как психологической категории» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сигалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД