Екатерина Некрасова
Образовательный проект «Путешествие по Архангельской области»
▼ Скачать
Представлен проект патриотического и гражданского воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, который направлен на коррекцию познавательных процессов и социальную адаптацию, а также является средством гуманизации воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края.
Автор проекта : Некрасова Екатерина Васильевна
Тип проекта : познавательно-творческий
Сроки реализации: долгосрочный на 1учебный год (2022 – 2023гг)
Вид проекта : групповой
Публикация «Образовательный проект „Путешествие по Архангельской области“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатели (Некрасова Е. В., дети младшего школьного возраста.
Проблема: низкий уровень знаний о традициях и об обычаях Северного народа.
Актуальность:
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н. Г. Чернышевский
Патриотическое воспитание – это сложная система социально-педагогической
деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свой край, свой город, свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана
необходимостью развития национальных культур, формированием национального
самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Любовь к
своему селу, к краю, к России в целом, конкретные каждодневные дела для улучшения
состояния своей Родины, работа во благо своей Родины – это очень важно. Любить и
жить в своем селе, делать все, чтобы наше село стало лучше, краше. Жить за пределами
своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее.
Цель проекта : Совершенствование и развитие оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высокой социальной активности гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям народов РФ.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей об истории своего края, о достопримечательностях города и области, о природе.
2. Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное отношение к историческим ценностям, через приобщение к музейному искусству, изучение исторического прошлого, символики своего Отечества.
3. воспитывать чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства
План реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.
2. Основной этап.
Работа с детьми: внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и обогащению знаний детей по данному проекту.
Оформление книжного уголка на данную тему – подбор художественной литературы.
Примерный план реализации проекта
дата направление форма
08.09 Наша страна. Символика РФ. Занятие + мультик
22.09 Архангельская область. Символика Арх. обл. Занятие
06.10 История Архангельска Занятие + мультик
20.10 Достопримечательности Архангельска Интерактивная экскурсия
17.11 О чем расскажет название моей улицы Занятие
01.12 Малые Карелы. Карстовые пещеры в Пинеге Интерактивная экскурсия
15.12 Северные промыслы и традиции Занятие
29.12 Северные козули Мастер-класс
12.01 Северный р. н. костюм
Костюм для бумажной куклы Занятие, изготовление игры «Бумажная кукла»
26.01 Каргополь. Каргопольская игрушка. Мастер-класс
09.02 Мезенская роспись Мастер-класс
23.02 Р. н. игрушка «зайчик на пальчик» Мастер-класс
16.03 М. В. Ломоносов. Мозаика. Занятие, мастер-класс
30.03 Природа Северного края. Занятие
13.04 Животный мир Северного края Занятие
27.04 Красная книга Архангельской области Занятие
11.05 Архангельск – город воинской славы Занятие
25.05 Интерактивная игра игра
3. Заключительный этап.
• выставки рисунков и поделок;
• викторины и конкурсы;
• конкурсные игровые программы
Условия реализации проекта.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. При планировании работы учитываются традиционные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы:
мультимедиа ресурсы, использование ТСО, экскурсии, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Проект предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно- развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к
каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Предполагаемый результат.
Важнейшими результатами реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма, терпимости в отношениях, выражающаяся в увеличении числа учащихся, активно и сознательно участвующих в делах и мероприятиях гражданско-патриотической направленности.
• Обогащение знаний детей об истории, интереса к культуре и традициям Севера.
• Сплочение детского коллектива.
• Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
• Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
• Оптимизация детско-родительских отношений.
отсутствие познавательного интереса к культуре
родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень
знаний о традициях и обычаях бурятского народа
отсутствие познавательного интереса к культуре
родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к
родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень
знаний о традициях и обычаях бурятского народ
Оценка эффективности программы
• Сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;
• Обработка данных : группировка результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера;
• Анализ и оценка действенности воспитательной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);
• Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы таблицы, схемы).