Ольга Недобежкина
Образовательный проект по обучению нетрадиционным техникам рисования во второй младшей группе «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Название проекта : «Волшебная кисточка».
Тип проекта : Творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (1.09.2019 – 31.05.2020 г.).
Участники проекта : дети II младшей группы (3-4 года, воспитатели, родители воспитанников.
Проект разработали : воспитатели Недобежкина О. О.
Публикация «Образовательный проект по обучению нетрадиционным техникам рисования во второй младшей группе „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта :
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити —
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт нашей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Итогом работы является выставка детских рисунков.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений;
-наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Предметно-пространственная развивающая среда. Оформление нашей группы наполнено яркими красками, что способствует воспитанию эстетического вкуса воспитанников. Для свободного рисования организован «Уголок рисования», в котором доступно расположена бумага разного цвета, размера и формы, книжки- раскраски, карандаши, мелки для рисования, трафареты разной тематики. В приёмной оформлен «уголок творчества для выставки детских работ.
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта :
• Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки, зубные щётки, пластиковые бутылки).
• Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, поролоном и т. д.).
• Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
• Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
• Развивать творческие способности, эстетический вкус.
• Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
Проблема проекта : Дети еще не знают, что рисовать можно разными и очень интересными способами, также у них еще слабый уровень изобразительных навыков, поэтому с помощью нашего проекта мы планируем решить эту проблему, привить детям интерес и любовь к творчеству.
Формы реализации проекта :
• Непосредственно образовательная деятельность;
• Беседы;
• Выставка детских работ;
• Консультации родителям.
Прогнозируемый результат: В результате выполнения проекта будет достигнуто :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта :
1. Этап – Подготовительный (1.09-30.09 2019 г.). Цель первого этапа заключалась, в разработке систематической, ступенчатой работы.
- Выбор темы проекта, изучение методической литературы, посетить сайты;
- Выявить проблему и актуальность проекта, сформулировать его цели и задачи;
- Проанализировать многообразие художественных техник рисования, выявить нетрадиционные для дошкольного образования;
- Выяснить уровень развития творческих способностей детей;
- Разработать перспективный план.
2. Этап – Практический (1.10. 2019 г. – 30.04. 2020 г.). Цель второго этапа : познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками : поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков.
- Проведение НОД по рисованию нетрадиционными методами. Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. В начале дети знакомятся с новой техникой рисования, затем идет работа по формированию и закреплению полученного навыка. В последних работах дети научатся сочетать нетрадиционные техники рисования в одной композиции. При организации подобной деятельности и выборе материала, мы учитывали индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа будет проводиться в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда будет использоваться частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы будут применяться игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).
В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются нами, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.
3. Этап – Итоговый (1.05-31.05. 2020 г.). Цель третьего этапа: проследить положительную тенденцию освоения детьми техник нетрадиционного рисования. Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием.
- Оформление выставки детских рисунков;
- Развлечение для детей «Разноцветный пузырик»;
- Мастер - класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование»;
- Мониторинг знаний, умений, навыков детей по освоению нетрадиционной техники рисования.
Взаимодействие с другими образовательными областями :
• О. О. Физическое развитие:
1. Воспитание культурно- гигиенических навыков;
2. Цветотерапия;
3. Развитие мелкой и крупной моторики;
4. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий;
5. Формирование правильной осанки.
• О. О. Социально-коммуникативное развитие:
1. Формирование гендерной, семейной принадлежности патриотических чувств;
2. Реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок»;
3. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
4. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности.
• О. О. Познавательное развитие:
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества;
2. Сенсорное развитие.
• О. О. Речевое развитие:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;
2. Практического овладения воспитанниками нормами речи;
3. Использование художественного слова в НОД по рисованию.
• О. О. Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование отпечатков пальчиками, ладонью;
2. Рисование отпечатков ватными палочками, пробками, формами, пластиковыми бутылками;
3. Закрашивание трафарета паралоном;
4. Набрызг краски на лист зубной щёткой;
5. Рисование мыльными пузырями;
6. Использование музыкального сопровождения в непосредственной образовательной деятельности.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Нетрадиционные приемы рисования с детьми 3-4 лет», «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста»;
2. Мастер-класс для родителей совместно с детьми «Нетрадиционное рисование».
Перспективный план образовательного проекта по обучению нетрадиционным техникам рисования
в II младшей группе № 6 «Волшебная кисточка».
Месяц Название Цель
Сентябрь Подготовительная работа Работа над теоретической частью проекта
Октябрь «Веселые ладошки» (отпечатки ладошек)
Знакомство с краской. Освоение техники печатания ладошками.
«Солнышко» Закрепление техники печатания ладошками.
«Падают, падают листья» (печатание пальчиками) Продолжение знакомства с красками. Освоение техники пальчиковой живописи.
«Мухомор» Закрепление техники пальчиковой живописи.
Ноябрь «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» (ватные палочки) Знакомство с техникой рисования ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.
«Листья, листья, листопад» (печатание пальчиками) Техники рисования пальчиками на основе дерева, изображенного воспитателем.
«Вот ёжик, ни головы, ни ножек» (рисование пальчиками прямых линий) Создание образа ё жика в сотворчестве с педагогом: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий пальчиком.
«Платье для мамы» (ватные палочки) Закрепление техники рисования ватными палочками.
Декабрь «Снежок порхает и кружится» (ватные палочки) Рисование ватными палочками на темном картоне. Развитие чувства ритма и композиции.
«Мой воздушный шарик» (оттиск картошкой) Знакомство с техникой оттиска при помощи картошки
«Елочная игрушка» (оттиск картошкой) Закрепление техники оттиска при помощи картошки
«Елочка, гори!» (печатание пальчиками + ватные палочки) Учить детей совмещать 2 техники нетрадиционного рисования : печатание пальчиками и рисование ватными палочками.
Январь «Василек» (рисование ладошкой) Рисование цветка с помощью техники печатания ладошкой. Развитие воображения, чувства композиции и цвета
«Веселые матрешки» (ватные палочки) Учить детей составлять простой узор с помощью техники рисования ватными палочками на основе матрешки. Развитие воображения. Чувства ритма и цвета.
«Фруктовая тарелка» (оттиск краской) Знакомство с техникой «монотипия» – оттиск краской, развития чувства композиции.
«Бабочка» (монотипия) Закрепление техники монотипии. Развитие чувства цвета и воображения.
Февраль «Снеговик» (рисование с помощью губки) Знакомство с техникой закрашивания трафарета с помощью губки.
«Умка» (губка + трафарет) Закрепление техники закрашивания трафарета с помощью губки. Развитие чувства композиции.
«Галстук для папы» (ватные палочки) Закрепить умение составлять простейший узор с помощью красок и ватных палочек. Развитие чувства ритма и цвета.
«Праздничный салют» (по мокрой бумаге) Знакомство с техникой рисования по мокрому листу с помощью техники печатания пальчиками.
Март «Мимоза для мамы» (рисование пальчиками) Рисование техникой печатания пальчиками. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Рыбка в аквариуме» (трафарет + губка) Рисование техникой закрашивания трафарета с помощью печатания губкой. Развивать воображение.
«Яблочный компот» (оттиск с помощью крышки) Знакомство с техникой рисования с помощью оттиска крышкой.
«Путешествие на автобусе» (оттиск крышкой + рисование пальчиками) Закрепление техники нетрадиционного рисования с помощью оттиска крышкой (колеса автобуса) и совмещение с техникой рисования печатания пальчиками для разукрашивания автобуса.
Апрель «Звездное небо» (набрызг зубной щеткой) Знакомство с техникой набрызга краски зубной щеткой. Развитие чувства ритма и композиции.
«Этот загадочный космос» (монотипия + набрызг) Закрепление техники набрызга зубной щеткой и совмещение с техникой монотипии. Развитие воображения, чувства цвета и композиции.
«Пасхальное яйцо» (рисование по мокрому листу) Закрепление техники рисования по мокрому листу. Развитие чувства цвета и ритма.
«Голубь мира» (печатание ладошкой + рисование пальчиками прямых линий + ватные палочки) Закрепление техник : отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий). Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.
Май Развлечение «Разноцветный пузырик» Показать детям приём рисование мыльными пузырями. Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию.
Итоговый этап Подведение итогов работы образовательного проекта.
Организация выставки детских работ.