Макаренко Виктория Геннадьевна
Образовательный проект «Народное искусство и культурное наследие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 муниципального образования Абинский район
Образовательный проект
«Народное искусство и культурное наследие»
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста по художественно – эстетическому развитию
Подготовила: воспитатель
МБДОУ детский сад № 16
Макаренко Виктория Геннадьевна
Пояснительная записка.
Публикация «Образовательный проект „Народное искусство и культурное наследие“» размещена в разделах
Патриотическое, поликультурное воспитание не передается по наследству, в каждом поколении детей его надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Каждый человек имеет ту или иную национальность. Очень важно помнить и чтить традиции своей национальности, своего народа. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности ребенка приведет к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других стран и народов. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам.
Тема проекта : «Народное искусство и культурное наследие»
Актуальность.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы возродить интерес детей и взрослых ко всему, что его окружает. Для этого очень важно приобщать детей к культуре своего народа, так как обращение к своему наследию воспитывает уважение к родным истокам, к традициям своего народа. Люди должны помнить исторические события и знать культуру своих предков.
Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо с детских лет, тогда, когда закладываются основы сознания и формируется любовь в процессе воспитания к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего Кубанского края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций. Задача педагогов - как можно раньше пробудить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани, формировать у детей патриотизм и уважение к своей маленькой родине, используя различные методы и формы, тем самым привлекая большее внимание и интерес к традициям нашего народа.
Наименование проекта : «Народное искусство и культурное наследие».
Вид проекта : творческий, познавательно-игровой, групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 1 месяц
Место реализации проекта : МБДОУ детский сад № 16, смешанная группа дошкольного возраста
Проблемное поле: В связи с особенностями возраста, решение проблемы воспитания патриотизма и культурного наследия у детей затруднено. Глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с ранних лет, что находит сначала отклик в его душе и только потом в становлении его личности.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: расширить знания детей о культурных традициях народа своей малой Родины (казачества на Кубани) через организацию активной деятельности с воспитанниками и их семьями средствами художественно – эстетического развития.
Задачи:
1. Изучение национальной культуры кубанского казачества;
2. Приобщение к традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору людей родной национальности;
3. Обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений
4. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
5. Воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, станице, родному краю; чувства сопричастности к культурному наследию казачества, русского народа
6. Приобщение родителей к совместному творчеству педагогов и детей;
Ожидаемые результаты:
1. Пополнение экспонатами мини-музея «Костюмы и атрибутика народов России и Кубани»
2. Повышение интереса детей к истории своей малой родины;
3. Расширятся представления о народных костюмах, образе жизни, традициях старинного быта казачества на Кубани;
4. Развитие эмоциональной сферы; творческих способностей, умений и навыков в продуктивной и музыкальной деятельности;
5. Развитие активности в речи, разновозрастного общения между детьми;
6. Активизация совместного сотрудничества с семьями воспитанников;
7. Уважительное отношение, любовь к своей семье, стране
Взаимодействие с родителями:
• консультация для родителей «Кубань – казачий край»;
• анкетирование: «Значение традиций в вашей семье»;
• изготовление папки-передвижки «Жизнь и быт кубанских казаков»;
• привлечение к участию в выставке совместного творчества с детьми «Казачий край – наш дом родной!».
Ресурсное обеспечение проекта :
• информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
• материально-технические ресурсы (ИКТ-оборудование, мультимедийное оборудование, ауди и видеотека по тематике, картотека занятий с использованием ИКТ-оборудования, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии, предметы быта);
• кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Реализация проекта.
Этапы Деятельность педагога Срок (2021г.)
I этап. Организационно-подготовительный
-обозначение проблемы и темы проекта,
-определение цели и основных задач;
-разработка плана работы по теме проекта;
-сбор и пополнение мини – музея экспозициями русской и казачьей культуры в группе : подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, видеофильмов, музыкального сопровождения по тематике, декорациями, экспонатами, картами, костюмами, предметами обихода и народного творчества :
-разработка конспектов продуктивной деятельности с детьми, бесед; включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (с ИКТ, социально-значимая деятельность, поисковая работа, коллективно-творческое дело)
-просмотр детьми музейной видеотеки по тематике 02.08.
02.08.
03.08.-05.08.
05.08. в теч. проекта
06.08-12.08.
в теч. проекта
II этап
Основной
(этап непосредственной реализации). -создание экспозиции в мини-музее: «Культура и творчество народов Кубани и России»,
-создание тематического уголка: «Труд казаков на Кубани»;
-беседы: «История Кубанского казачества», «Обычаи и традиции казаков», «Интересные факты о варениках», «Казачья кухня»;
-просмотр мультфильмов, видеопрезентации: «Как казаки своих детей воспитывали», «Атамань»; «Детям о казаках», «История казачества на Руси», «Богатство нашего родного края», «Мой родной казачий край»,
-игры (настольно – печатные: «Составь герб города (края) из фрагментов», «Национальный костюм», мозайка; дидактические: «Казачье подворье», «Составь карту», «Путешествие по станице», «Флаг России и городов», «Эволюция вещей», «Где я живу?», сюжетные: «Казачья семья», «Библиотека», «Мы - повара»; театрализованные: «Гостям мы рады!»; казачьи игры: «Утица», «Три бабки», «Конники». «Цепи-цепи», и т. д.);
-просмотр аудио и видеозаписей с сотрудниками музея из ст. Холмской, г. Абинска, Краснодара: «Жизнь и быт кубанских казаков»; «Люблю тебя, мой край родной!»
-рассматривание семейных фотографий, иллюстраций о жизни и быте, внутреннем убранстве куреня, укладе жизни и ремеслах казачества; репродукций И. Батюкова «Семья за столом»;
-познавательно – исследовательская деятельность: «История казачества нашей станицы Холмской: ее прошлое и настоящее»;
- продуктивные виды деятельности: рисование: «Украшаем праздничные костюмы казака и казачки», «Каравай румяный»; лепка: «Посуда казака», «Конь для казака», «Варенички»; аппликация «Дом для большой семьи – казачий курень», конструирование из бумаги (плетение из газетных трубочек) : «Казачий плетень»
-творческая мастерская: «Кубань мастеровая» (проведение онлайн мастер-класса по кулинарии, рукоделью, чеканке);
-оформление папки-передвижки «Жизнь и быт кубанских казаков»; 09.08.- 18.08.
06.08.-12.08.
в теч. проекта
18.08. - 24.08.
в теч. проекта
16.08. ; 23.08.
в теч. проекта
09.08. 16.08.
в теч. проекта
17.08. ,25.08.; 30.08.
12.08.-18.08.
III этап
Итоговый
(результативный) -представление и показ новой экспозиции в мини-музее: «Культура и творчество народов Кубани и России»;
-квест-игра; «Славное казачество Кубани–Родины достойные сыны»
-онлайн - показ выступления детей на тему: «Кубанские вареники»;
-проведение мастер – класса по лепке: «Кубанские вареники»;
-презентация папки-передвижки «Жизнь и быт кубанских казаков»;
-проведение выставки - ярмарки совместного творчества детей и родителей: «Казачий край – наш дом родной»
-подведение итогов проекта : отзывы детей, родителей, педагогов 23.08.
27.08.
30.08.
31.08.
19.08.
26.08
30.08.
Выводы по проекту : в результате проведения комплексной работы по проекту, у детей появилось желание больше узнать о традиционной культуре родного народа;
-дети овладели самостоятельными продуктивными навыками и умениями, языком фольклорных произведений;
-имеют представления о последовательности событий в жизни человека, станицы, страны;
- проявление осознания важности сохранения именно наших русских традиций и обычаев, уважения к людям и их труду;
- начало формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
-повысился интерес у родителей к участию в совместной работе по возрождению культурного наследия казачьего народа, воспитанию нравственно – патриотических чувств у дошкольников;
Используемая литература:
1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003г.
2. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б. А. Алмазов. 2-е изд. СПб, 1993г.
3. Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999г.
5. Куракеева М. Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996г.
6. Александров С. Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. 7. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999г.
8. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1987г.