Светлана Игнатенко
Образовательный проект «Мы память бережно храним»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Мы память бережно храним»
Возрастная
группа старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта В реализации проекта участвуют дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Сроки реализации проекта Проект реализуется с 01.09.2019 г. по 01.06.2020 г.
Вид проекта Познавательный, творческо - исследовательский
По степени участия Групповой
Виды детской деятельности Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Характер контактов В рамках ДОУ, семьи; социум – Подольская сельская библиотека, Подольский историко -краеведческий музей.
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Искажение истории Второй мировой войны — основная тема в современной информационной войне во всем мире. Набирает обороты оголтелая ложь, цель которой свести на нет беспримерный подвиг наших воинов. Попытки пересмотра итогов Великой Отечественной войны проводятся на самом высоком уровне.
Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших дедов, бабушек, отцов и матерей, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
Актуальность проекта
С каждым годом все дальше от нас тот памятный День Победы в Великой Отечественной Войне, но ценность подвига наших солдат никогда не меркнет. Путь к победе был долгим и трудным, и преодолеть его удалось только благодаря мужеству и героизму нашего народа. Все меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы благодарны за мирное небо над головой.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.
Проблема
Дети мало знают о героизме русского народа во время Великой Отечественной войны и о героическом прошлом родного края.
Гипотеза
Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Новизна
Новизна заключается в организации новых форм работы с родителями – во включении родителей в организацию проекта и его реализацию. Родители являются активными участниками образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному селу, к Отечеству.
3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, историко – краеведческим музеем, сельской библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Цель:
Создание благоприятных условий для формирования чувства гордости у детей старшего дошкольного возраста за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, для изучения подвига людей-участников событий Великой Отечественной войны.
Задачи:
Для детей
Обучающие:
1. Расширять представления детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Пробуждать интерес к прошлому нашего села, района, страны.
3. Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями.
4. Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.
5. Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему он так называется и кого поздравляют в этот день.
Развивающие:
1. Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
2. Развивать умение выражать свои чувства, обогащать словарный запас. Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
2. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель – ребенок.
Для родителей
1. Приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины.
2. Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.
3. Оживить в памяти знания о героическом прошлом членов семьи, нашего народа.
4. Принимать активное участие в образовательной деятельности.
Для педагогов
Повысить уровень профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
Ожидаемые результаты:
Для детей
Расширены знания детей об истории Великой Отечественной войны.
Пробуждают интерес к прошлому нашего села, района, страны.
Познакомились с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями.
Познакомились с подвигом и героизмом людей в ходе Великой Отечественной войны.
Дети имеют представления о празднике День Победы, знают почему он так называется и кого поздравляют в этот день.
У детей развиты навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
У детей развито умение выражать свои чувства, обогащен словарный запас.
Сформировано чувство патриотизма к героическим событиям прошлых лет, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
Обеспечена атмосфера доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель – ребенок.
Для родителей
Способствовали сохранению интереса детей к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанному проявлению уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Для педагогов
Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
Созданные условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
Организация работы над проектом
Деятельность педагогов
• Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
• Проведение тематической образовательной деятельности, организация выставок.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
• Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Города - герои», «Награды Великой Отечественной войны», «Оружие и техника Великой Отечественной войны», «Военные профессии».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
Деятельность детей
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
Деятельность родителей
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группах детского сада: тематическая образовательная деятельность, праздники, досуги, экскурсии в сельскую библиотеку, историко – краеведческий музей, к памятнику «Вечный огонь».
• Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Развивающая предметно-пространственная среда:
• Методический материал о Великой Отечественной войне, стенды, ширмы, буклеты.
• Альбомы на военную тематику:
«Наши земляки – герои»
«Военная техника»
«Они сражались за Родину»
«Города – герои»
«Награды Великой Отечественно войны»
«Оружие и техника Великой Отечественно войны»
«Военные профессии»
«Дети – герои Великой Отечественной войны».
• Подборка детской литературы: стихи, рассказы о Великой Отечественной войне.
• Подборка мультфильмов о Великой Отечественной войне.
• Демонстрационный материал по теме: документальные фильмы, иллюстрации, презентации.
• Подборка песен военных лет.
• Подборка материалов для продуктивной деятельности детей.
• Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
• Сценарий утренника «Этот славный День Победы!» с участием родителей воспитанников.
Основные формы реализации проекта :
Экскурсии
занятия
беседы
просмотр презентаций и видео роликов о войне
мини-выставки
составление рассказов
физкультурные досуги
консультации для родителей.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительно – проектировочный этап :
Сбор информации, работа с методической литературой.
Составление плана работы над проектом.
2. Практический этап:
Реализация проекта.
3. Обобщающе - результативный этап:
Анкетирование родителей.
Подведение итогов.
Презентация проекта.
Утренник «Этот славный День Победы!»
Участие в конкурсах проектов патриотической направленности.
План мероприятий по реализации проекта «Мы память бережно храним», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
№ Мероприятие Сроки проведения Ответственные
Подготовительный этап
1 Разработка проекта и плана мероприятий по подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Август
2019 Творческая группа
Работа с детьми
1 Выставка художественной литературы о ВОВ.
Д/ игра «Что нужно артиллеристу, танкисту, летчику, разведчику» Цель: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Чтение художественной литературы:
С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран».
Образовательная деятельность : рисование «Я рисую мир».
Пробег на территории ДОУ: «Мы помним – мы гордимся». сентябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
2 Чтение художественной литературы о ВОВ
беседа: О Великой Отечественной войне. Наше отечество. Наша военная техника.
Образовательная деятельность : знакомство с государственной символикой.
Д/ игра: «Найди флаг»
Цель: закрепление представлений детей о государственном флаге.
Образовательная деятельность : аппликация «Голубь мира».
Экскурсия в Подольский историко – краеведческий музей.
конкурс рисунка: «Никто не забыт, ни что не забыто». октябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
3 Дидактические игры «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт». Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней».
Беседы о войне, фронтовиках, детях войны:
- «Что такое героизм»;
- Дети в годы войны»;
- «Мы помним героев»;
-«На привале» (беседы о военных профессиях.)
Чтение художественной литературы:
Л. Кассиль «Памятник советскому солдату».
Рассматривание иллюстраций картин: о Великой Отечественной войне.
Выставка творческих работ «Государственные символы России. Герб, флаг». ноябрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
4 Беседа «Боевая слава героев» с демонстрацией иллюстративного материала. Получение информации о наградах героев.
Чтение художественной литературы:
А. Митяев «Мешок овсянки».
Рассматривание иллюстраций картин: воинской славе, русских богатырях. декабрь Воспитатели старшей и подготовительной групп
5 Просмотр видео фильмов: «Минута памяти»,
Д/ игра «Как прадеды мир отстояли»
Цель: Закрепление понятий: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развитие зрительного и слухового внимания; воспитание чувства гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Чтение художественной литературы:
А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Выставка одной картины А. В. Андропов «Они сражались за Родину». январь Воспитатели старшей и подготовительной групп
Музыкальный руководитель
6 Беседы о войне, о подвигах наших воинов Армии, партизан, людей, которые трудились в тылу.
Сюжетно-ролевая игра «На границе».
Чтение художественной литературы:
«Истории для детей о Великой Отечественной войне»
Просмотры: фильмов о войне в соответствии с возрастом (отрывки).
Утренник посвященный празднованию «Дня защитника Отечества»
февраль Воспитатели старшей и подготовительной групп
7 Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Три танкиста», «Катюша», «Синий платочек».
Организация выставки рисунков на военную тему.
Образовательная деятельность : составление рассказов по набору игрушек военной тематики.
Просмотр презентаций.
Организация передвижных выставок (совместно с историко - краеведческим музеем).
Конкурс чтецов «Я о войне сегодня говорю…» март Воспитатели старшей и подготовительной групп
Музыкальный руководитель
8 Подготовка к акции «Дорогами бессмертного полка» Чтение художественной литературы:
Е. Благинина «Шинель».
Образовательная деятельность : разучивание стихов и песен ко Дню Победы.
Экскурсия в Подольский историко – краеведческий музей, сельскую библиотеку.
Просмотр мультфильмов.
Акция: «Сувенир для ветерана».
Вернисаж творчества «Мир глазами детей»
Проведение викторины «Детям о героях», с включением заданий на знание имён и подвигов земляков. апрель Педагоги ДОУ
старших групп
Творческая группа
Музыкальный руководитель
9 Чтение стихотворений о ВОВ.
Экскурсии в музей, сельскую библиотеку, в парк «Славы».
Чтение художественной литературы:
М. Пляцковский «Май сорок пятого года».
Спортивные мероприятия: «Богатырские забавы».
Вернисаж творчества «День девятого мая». май Воспитатели старшей и подготовительной групп
Музыкальный руководитель
Работа с родителями
1 Анкетирование родителей по теме
октябрь
Воспитатели старшей и подготовительной групп
2 Консультации «Как знакомить ребенка с важными датами нашей страны»
ноябрь
3 Работа с интернет ресурсами, презентации «Военная техника». Получение информации о военной технике. январь Творческая группа
4 Подборка фотографий и иллюстраций для оформления альбома памяти «Чтобы помнили…». февраль Творческая группа
5 Помощь в организации акции
«Дорогами бессмертного полка» март Творческая группа
Музыкальный руководитель
6 Проведение совместной акции с родителями «Ветеран живет рядом» (адресное посещение, поздравление)
апрель Воспитатели старшей и подготовительной групп
7 Участие в Акциях:
«Бессмертный полк»
• «Георгиевская ленточка» май Воспитатели старшей и подготовительной групп
Работа с педагогами
1 Консультации по организации мероприятий проекта сентябрь Творческая группа
2 Сбор методического материала о Великой Отечественно войне В течение
года Воспитатели старшей и подготовительной групп
3 Участие в Акциях:
«Бессмертный полк»
• «Георгиевская ленточка»
• «Поздравления для всех» март
апрель
май Воспитатели старшей и подготовительной групп
Творческая группа
4 Оформление альбомов:
• «Города – герои» ст. гр.
• «Награды Великой Отечественно войны» ст. гр.
• «Оружие и техника Великой Отечественно войны» подг. гр.
• «Военные профессии» подг. гр. апрель
май Воспитатели старшей и подготовительной групп
родители
Оформление в ДОУ
1 Оформление стенда в ДОУ:
«Мы память бережно храним» октябрь Творческая группа
2 Оформление уголков памяти на военную тематику в старшей и подготовительной группах ДОУ февраль Воспитатели старшей и подготовительной групп
Результативность проекта :
1. Повысился уровень осведомлённости детей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
2. Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
3. Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников, музыкальных произведений на военную тематику.
4. Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы» (ветеран, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия).
5. Дети испытывают уважение и гордость к защитникам своей Родины.
Вывод:
Проект стал мощным импульсом к расширению и систематизации знаний детей о Великой Отечественной войне, формированию уважительного отношения к участникам войны, а также к созданию атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Великая Отечественная война. /https://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
3. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
4. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения https://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
5. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
6. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / https://www.p4c.ru/671
7. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
8. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
9. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
10. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / https://kids-kids.ru/archives/138
11. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
12. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
13. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.