Майя Тайбарей
Образовательный проект «Год памяти и славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Истина заключается в том,
что несмотря на тяжелейшие испытания,
Мы победили.»
А. Чайковский.
Вид проекта: «Познавательно-творческий»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Продолжительность проекта: краткосрочный, 4 недели
По числу участников проекта: групповой (22 человека)
Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатели
Публикация «Образовательный проект „Год памяти и славы“» размещена в разделах
Руководители проекта: Воспитатель старшей группы Тайбарей Майя Николаевна
Актуальность проекта:
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. «…Те высокие нравственные чувства характеризуют развитого взрослого человека и, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - отмечал А. В. Запорожец».
Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных и воспитание патриотических чувств у детей, надо начинать с дошкольного возраста, когда формируется личность ребёнка.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в рамках приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагогов, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения.
С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.
Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Не зря 2020 год выбран годом памяти славы нашим предкам.
Цель проекта: Формирование у старших дошкольников патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Ненецкого Автономного округа в победу нашего Отечества.
Предмет исследования: условия формирования патриотической культуры детей дошкольного возраста в режимных моментах и в непрерывной непосредственной образовательной деятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания у дошкольников.
Задачи проекта:
1. Формировать нравственно-патриотические качества
2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных
3. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего города, нашей страны в Великой Отечественной войне
4. Воспитать чувство гордости и уважение к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину.
Аннотация проекта:
Дать первоначальные сведения о войне, о том, что страну защищала не только армия, но и простой народ. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Этапы
1 этап: подготовительный (1 неделя).
Выбор темы проекта, актуальность выбранной темы;
Сбор методической литературы
Постановка и определение целей и задач проекта;
Составление плана работы по реализации проекта ;
Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, музыкальных произведений, стихотворений, художественные произведения;
Подготовка картотек бесед «День победы», «Великая отечественная война», «Дети войны»
Тематическое содержание книжного уголка
Оформление патриотического уголка в группе «Год памяти и славы»
2 этап: основной (2 недели)
1. Работа с детьми
Знакомство с художественной литературой о ВОВ;
Рассматривание иллюстраций, фотографий о ВОВ;
Выставки рисунков по ВОВ;
Беседы с детьми о ВОВ;
Прослушивание музыкальных произведений по данной теме;
Заучивание стихотворений о войне
Просмотр видео фильмов «Минута памяти»
2. Работа с родителями
Буклеты консультации для родителей о ВОВ
Поделки на тему «Военная техника»
3 этап заключительный (1 неделя)
Оформление выставок (рисунки на тему посвященной «75-летию Великой отечественной войне; поделки на тему «Военная техника»
Проведения спортивного мероприятия «Мы защитники отечества»
Оценка результатов работы по осуществлению проекта.
План реализации проекта
Образовательная область Содержание Задачи
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь» 1. Отражать в игре труд военных врачей, медсестер, санитарок.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей, оказывать им посильную помощь.
Познавательное развитие Просмотр видео фильма
«Минута памяти» 1. Формировать чувство гордости к ветеранам ВОВ;
2. Расширять представления о символике (флаг, герб).
Речевое развитие Беседа
«Великая отечественная война» 1. Расширения знаний детей о войне путем ознакомления с событиями Великой Отечественной войны;
2. Развития у детей чувства гордости за свой народ
Художественно- эстетическое развитие Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», «прощание славянки» марш. 1. Обогащать духовный мир детей через обращение к легендарным песням военного времени;
2. Формировать положительное отношение к славным защитникам нашей Родины.
Речевое развитие Беседа
«Дети войны» 1. Дать представление о понятии «блокада», «Оккупация»; рассказать о блокаде Ленинграда; о жизни детей Блокадного Ленинграда.
2. Воспитывать чувство сострадания к павшим войнам, чувство гордости за свою страну, чувства патриотизма
3. Развивать память, внимание, монологическую и диалогическую речь.
Художественно- эстетическое развитие Рисование
«Война и дети» 1. Учить рисовать фигуры детей, технику военных лет;
2. Развивать воображение, творчество, самостоятельность;
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, прошедшим войну;
4. Закрепить технику рисования простым карандашом, закрашивание цветными карандашами.
Речевое развитие Беседа
«День победы» 1. Сформировать представление о Дне Победы, традициях его празднования, Великой Отечественной войне, жизни людей на войне;
2. Воспитывать любовь к родине, уважение к ветеранам.
Речевое развитие Рассматривание книг, альбомов, картин, иллюстраций о Великой отечественной войне, военная техника В целях развития инициативной речи, обогащения, и уточнения представлений об окружающей действительности предоставлять детям для самостоятельного рассматривания, картинки, книги, альбомы.
Художественно- эстетическое развитие Аппликация
«Открытка для ветерана» 1. Развивать умение изготавливать открытку с использованием техники оригами;
2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам, труженикам тыла- участникам Великой Победы.
Речевое развитие Заучивание стихов
«День Победы» Н. Томилина
«Еще тогда нас не было на свете» Владимов М. 1. Воспитывать интерес к художественным произведениям;
2. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громно, выразительно.
Художественно- эстетическое развитие Лепка
«Георгиевская ленточка» 1. Формирование навыков работы с пластилином;
2. Закрепление приемов (отщипывания, скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетной картины;
3. Развитие мелкой моторики
Познавательное развитие Дидактическая игра
«Военные профессии» 1. Закреплять и уточнять знания детей о профессиях взрослых;
2. Находить предметы, необходимые для определённой профессии;
3. Развивать память, сообразительность, мышление.
Речевое развитие Чтение художественной литературы
«Умный танк» Н. Тихонов
«Девочка с Васильевского острова» Яковлев Ю. 1. Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание.
2. Уточнить представление детей об особенностях рассказа, отличие от других литературных жанров.
Физическое развитие «Мы защитники» 1. Развивать быстроту, ловкость
2. Воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, умение работать в команде;
3. Воспитывать патриотические чувства.
Работа с родителями Поделки на тему «Военная техника»
Воспитание нравственно- патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии
Работа с родителями Экскурсия к обелиску «Победы» 1. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностям, знакомить с памятниками защитникам Отечества;
2. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину
Заключение
Был разработан проект о патриотическом воспитании, доступных для детей 5-6 лет. На основе полученных представлений у детей разработала план проведения проекта, который включал в себя комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов работы со старшими дошкольниками (беседы, дидактические и сюжетно-ролевый игры, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов и т. д.) направленных на формирование представлений детей старшей группы о патриотизме.
Уровень представлений о патриотической культуре увеличился благодаря систематическому использованию разработанного проекта на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельностях у детей старшей группы.
В результате проведения проекта налажена работа с родителями – созданы тематические папки - передвижки, оформлена группа и приёмная к празднику «День победы»,
Список используемой литературы
1. Алёшина Н. В «Патриотическое воспитание дошкольников» 2008г.
2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2014г.
3. Кондрыкинская Л. А «С чего начинается Родина?» 2003г.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада – М., 1991.
5. Колдина Д. Н «Аппликация с детьми 5-6 лет»
6. Колдина Д. Н «Лепка с детьми 5-6 лет»