Татьяна Котусова
Образовательный паспорт ясельной группы на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный паспорт ясельной группы
Возрастная группа : ясельная.
Формат услуг: реализация Основной Образовательной Программы (далее ООП) дошкольного образования с двумя приоритетными направлениями деятельности.
Инвариантная часть ООП: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Вариативная часть:
Публикация «Образовательный паспорт ясельной группы на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
Приоритетные направления: физкультурно-оздоровительное и нравственно-патриотическое.
Воспитатели:
Михалина Наталия Евгеньевна Образование : высшее Современная Гуманитарная Академия
Степень бакалавра педагогики по направлению «Педагогика»
Квалификационная категория - высшая
Стаж педагогической работы 18
Общий стаж 18
Котусова Татьяна Евгеньевна Образование : высшее Современная Гуманитарная Академия
Квалификационная категория - первая
Стаж педагогической работы 23 года
Общий стаж 23 года
Базисные характеристики личности детей 2-3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис, часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Режим жизни детей 2-3 лет в дошкольном учреждении:
Режим дня на теплый и холодный период года
Ясельная группа
Холодный период года с сентября по май Теплый период года с июня по август
7.30-8.10
8.10-8.20
8.20-8.40
8.40-9.00
9.00-9.35
9.40-11.50
11.50-12.20
12.20-15.00
15.00-15.10
15.10-15.15
15.15-15.30
15.30-16.00
16.00-16.30
16.30-17.00
17.00-17.30
17.30-18.00
Прием и осмотр детей. Игры. Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Чтение художественной литературы.
Утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Самостоятельная деятельность детей.
Подготовка к НОД
НОД
Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки.
Гигиенические процедуры.
Подготовка к обеду, обед.
Подготовка к дневному сну. Дневной сон.
Постепенный подъем детей. Оздоровительные мероприятия.
Подготовка к полднику. Полдник.
НОД
Игры. Развлечения. Труд. Свободная деятельность.
Подготовка к ужину. Ужин.
Свободная деятельность тетей. Игры. Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Чтение художественной литературы.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Уход детей домой.
7.30-8.00
8.00-8.10
8.10-8.20
8.20-8.40
8.40-9.40
9.40-11.50
11.50-12.00
12.00-12.30
12.30-15.00
15.00-15.15
15.15-15.20
15.20-16.00
16.00-16.20
16.20-17.00
17.00-17.30
17.30-18.00
Прием и осмотр детей на прогулке. Игры.
Утренняя гимнастика на прогулке.
Возвращение с прогулки.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Самостоятельная деятельность, игры. Развлечения.
Подготовка к прогулки. Прогулка.
Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Постепенный подъем детей. Оздоровительные мероприятия.
Подготовка к полднику. Полдник.
Игры. Развлечения. Труд. Свободная деятельность.
Подготовка к ужину. Ужин.
Свободная деятельность тетей. Игры. Индивидуальная работа воспитателя с детьми. Чтение художественной литературы.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Уход детей домой.
Контроль за выполнением режимов дня в МБДОУ «Детский сад№16» осуществляют медицинский работник, административно-управленческий аппарат, педагоги, родители.
Особенности реализации Основной Общеобразовательной Программы
в условиях ДОУ
В течение двух недель в сентябре и мае проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста
Построение воспитательно-образовательного процесса строится на выполнении государственного стандарта. Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разработанного в соответствии с содержанием образовательных программ, и регламентируется режимом организации деятельности детей.
Цели и задачи ООП раскрывают свое содержание в таких образовательных областях как «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура». «Чтение». В летний оздоровительный период проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).
Возрастные образовательные нагрузки
во второй младшей группе
Количество условных учебных часов в неделю Организованная образовательная деятельность
10
Длительность условного учебного часа (в минутах) 10 минут
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью программы является всестороннее развитие личности ребенка, готовой к социальной адаптации в современном обществе, с учетом его физического и психического развития, а также индивидуальных возможностей, способностей и интересов.
Данная цель конкретизируется в системе задач:
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• обеспечение своевременного развития ребенка по всем направлениям реализации основной общеобразовательной программы;
• осуществление своевременной диагностики и коррекции развития ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности;
• Развитие у дошкольников социальной, коммуникативной и деятельностной компетентностей
Содержание воспитательно-образовательного процесса
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей с обязательным психологическим сопровождением (психогимнастика, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика и др.).
Образовательная область «Здоровье»
Задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Физическая культура»
Задачи:
развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация;
накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Безопасность»
Задачи:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Образовательная область «Социализация»
Задачи:
развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Труд»
Задачи:
Воспитывать потребность трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, радоваться результатам коллективного труда
Образовательная область «Познание»
Задачи:
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира;
сенсорное развитие.
Образовательная область «Коммуникация»
Задачи:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Задачи:
развитие литературной речи;
формирование целостной картины мира;
приобщение к словесному искусству;
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Художественное творчество»
Задачи:
развитие продуктивной деятельности детей;
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Музыка»
Задачи:
развитие музыкально — художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству.
Модель организации воспитательно - образовательной работы с детьми
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
Развитие речи Художественная литература Конструирование Формирование целостной картины мира Формирование элементарных математических представлений Игровая деятельность Наблюдкения за трудом взрослых,
Формирование элементарных навыков самообслуживания Формирование основ безопасной жизнедеятельности Музыка Лепка Аппликация Рисование Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия Физическая культура
Коммуникация Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность Музыка Художественно - творческое Здоровье Физическая культура
Познавательно-речевое направление Социально-личностное направление Художественно -эстетическое Физкультурно-оздоровительн.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебный план
№ Образовательная область Реализация образовательной области Ответств-ый Кол-во в нед Кол-во в год
Совместная деятельность Организованная образовательная деятельность
1 Здоровье -режимные моменты (водные, гигиенические процедуры);
-гимнастика (утром, после сна);
-гигиенические процедуры;
-закаливание;
-активный отдых (прогулка, подвижные игры);
-терапия (песочная, сказка, музыка);
-самостоятельная двигательная активность. - Воспитатель
2 Физическая культура - спортивные мероприятия;
- совместная деятельность (физкультминутки, подвижные игры);
- самостоятельная активная деятельность. «Физическая культура» 2 64
3 Социализация -адаптация к условиям ДОУ;
-совместная деятельность (игровая деятельность детей и взрослого, беседы);
-самостоятельная деятельность;
-воспитательные мероприятия (театрализации, эмоциональные этюды)
-индивидуальная работа (диагностика, коррекция, развитие эмоционально — волевой сферы).
Социально-нравственное воспитание Воспитатель, педагог-психолог 0,5 16
4 Познание -индивидуальная работа;
-совместная деятельность (игры, беседы, экспериментирование, дидактические игры);
-воспитательные мароприяти (развлечения, забавы)
«ФЭМП»
Воспитатель
1
32
«Формиров. целостной картины мира» Воспитатель
0,5 16
«Конструирование» Воспитатель 0,5 16
5 Труд -самостоятельная деятельность (самообслуживание в режимные моменты)
-совместная деятельность (поручения на формирвание навыков хозяйственно — бытового труда, деятельность в природе) - Воспитатель
6 Коммуникация -индивидуальная работа (коррекция эмоционально — волевой сферы);
-совместная деятельность (театрализованные представления, общение, игровая деятельность)
«Развитие речи»
Воспитатель
1
32
7 Художественное творчество - совместная творческая деятельность (изготовление украшений во второй половине дня к праздникам)
- самостоятельная творчекая деятельность ребенка;
- воспитательные мероприятия (выставки, семейные творческие проекты) «Рисование» Воспитатель 1 32
«Лепка» Воспитатель 0,5 16
«Аппликация» Воспитатель 0,5 16
8 Музыка - совместная деятельность (муз. сопровождение режимных моментов);
- воспитательные мероприятия (праздники, развлечения, танцевальное творчество, игры) «Музыкальное воспитание» Музыкальный руководитель
Воспитатель 2 64
9 Безопасность - совместная деятельность (выставки, развлечения, игры, беседы с тематическим содержанием) - Воспитатель
10 Чтение художественной литературы - совместная деятельность (чтение сказок, стихов)
- режимные моменты (сопровождение художественным словом) - Воспитатель
ИТОГО: 10 320
Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на 2018-2019г.
понедельник вторник среда четверг пятница
1. Окружающий мир
2. Физкультура
1. ФЭМП
2. Коммуникация/ Художественная литература
3. Музыка
1. Музыка
2. ОБЖ/ Социализация/
Конструирование
1. Физкультура на прогулке
2. Рисование
1. Физкультура
2. Лепка/
Аппликация
Примерный план организации деятельности детей второй младшей группы в условиях интеграции основной общеобразовательной программы и комплекса вариативных программ в режиме полного дня (10,5 часов)
Примерная общеобр-ая программа Образовательные области
Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение худ. лит-ры Худ. творчество Музыка
«От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Утренняя гимнастика
Подвижные игры, спортивные игры, специально-организованная и самост-ная деят-ть Культурно-гигиенические навыки, прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия Наблюдения, игры, ситуации, беседы, чтение худ-ой литературы, просмотр соответств. мультипликац. фильмов Приобщение к правилам и нормам поведения в обществе, чтение худ. лит-ры, просмотр соответств. мультипликац. фильмов, ситуации, возник. в проц. своб. общ. со взр. и сверстн. Наблюдения за трудом взр., элемент. Бытовой труд, самообслуживание Сенсорное развитие,
развивающие и дидактические игры, формирование матем. представлений, конструирование Работа по развитию речи, своб. общение со взр. и сверстниками в течение дня Чтение худ. лит-ры и творческая деят-ть по её рез-ам Рисование, лепка, аппликация, конструирование, просмотр иллюстрац. к дет. книгам. Праздники, развлечения, муз-ое творчество
Примерные расчеты времени на образовательную деятельность
(организованную и осуществляемую в ходе режимных моментов)
Режим пребывания детей в ДОУ – 10,5 часов.
В ясельной группе 80% времени идет на реализацию основной программы, 20% - на физкультурно-оздоровительную деятельность
Из 100% времени отводится:
50% - на организацию физического развития;
15% - на художественно-эстетическое развитие;
10% - познавательно-речевое;
25% - на социально-личностное развитие.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• тематические дни,
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание книг – самоделок и пр.
- физкультурно-оздоровительное
Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
6. Пальчиковая гимнастика /ежедневно/
7. Витаминизация: соки, фрукты /ежедневно
8. Профилактические прививки
9. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
10. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
11. Профилактика осанки детей /ежедневно/
12. Физкультминутки /ежедневно/
13. Подвижные игры /ежедневно/
14. Прогулки /в теплое время года/
15. Работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года
16. Оборудование физкультурного уголка;
17. Организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
18. Оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
- познавательно – речевое
Помимо основных приоритетных направлений в воспитательно-образовательной работе педагогов с детьми дошкольниками приоритетными являются:
1. Работа с семьями воспитанников (лицами их заменяющими)
Воспитание ребенка в дошкольном учреждении не может быть изолировано от семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе помогает всестороннему развитию личности ребенка и успешной подготовке к школе.
Одной из приоритетных функций сотрудничества дошкольного учреждения и семьи является педагогическое просвещение родителей, приобщение к нормативным компонентам дошкольного образования.
Практически все сотрудники детского сада ведут специально организованную работу с родителями: консультирование родителей (в рамках своего функционала, тематические беседы, творческие конкурсы, совместное проведение досугов, родительские гостиные, просветительская информация, общие родительские собрания. Для родителей детей, не посещающих ДОУ, организована консультативная помощь. Родители могут обратиться за консультацией по интересующему его вопросу к любому специалисту, воспитателю или представителю администрации детского сада.
2. Создание комплексной модели образовательного пространства ДОУ, способствующего:
- развитию творческих способностей. Одной из важнейших задач воспитательной работы в детском саду компенсирующего вида является выявление творческих способностей и их развитие, для чего создаются условия для самовыражения детей. Возможность для самореализации представляется через участие в городских, республиканских творческих конкурсах.
- сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Один раз в год проводится углубленный медицинский осмотр, в котором задействованы врачи таких узких специальностей, как офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, хирург, эндокринолог. На основании заключений этих специалистов проводится дальнейшее обследование детей в условиях поликлиники или стационара.
Ежегодно проводится вакцинация воспитанников и педагогического коллектива против гриппа. Согласно национального календаря профилактических прививок проводится иммунопрофилактика инфекционных болезней вакцинами отечественного и импортного производства, разрешенных к применению и в соответствии с инструкциями.
В Спортивном зале есть оборудование, которым используются как на занятиях по физической культуре, так и в работе «Группы здоровья».
Компоненты построения предметно-пространственной среды.
Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.
К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Пространственная организация.
Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, легко передвигаемой мебели, использования пространство образующих материалов
Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку обеспечено личное пространство: кроватка, шкафчик. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки обеспеченна возможность демонстрации собственных детских успехов.
Зона обучения хорошо освещена, в ней размещены столы За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.
Изменение во времени.
В процессе проектирования среды продуманны варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
• времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
• освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда ясельной группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.
Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.