Марина Костякова
Образовательный квест «В поисках клада» по теме «Профессии» с использованием технологии «река времени», кейс-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Правильно сориентироваться, не растеряться, найти своё место в мире профессий. Начинать это нужно с дошкольного возраста.
Актуальность
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Пиратские квесты с сокровищами и кладом
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Квест-игры
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2022
Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций первичного представления о мире профессий и развития интереса
к профессионально-трудовой деятельности.
Из беседы с детьми было выявлено, что представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
В рамках тематической недели «Мир профессий» для старших дошкольников был разработан и проведен образовательный квест «В поисках клада». Данное мероприятие было приурочено ко дню города и дню строителя.
Цель: формировать представления о профессиях на основе сравнения прошлого (по рассказам Д. Н. Мамина Сибиряка) и настоящего, с использованием технологии «река времени».
Задачи:
Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действия;
Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
Формировать уважения к труду взрослых разных профессий;
Знакомство детей с современными профессий комбината «Ураласбест» (например ко Дню Строителя в городе Асбест).
Знакомство с профессиями прошлого на основе рассказов Д. Н. Мами6на – Сибиряка.
Формировать умение детей сравнивать профессии прошлого и настоящего: технологии и орудия труда; одежды;
Предполагаемый результат.
У дошкольников сформировано общее представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности – чувство уважения к людям разных профессий;
Активизирована познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых – позиционирование себя в различных профессиях.
Возраст участников: дети 5-7 лет.
Форма проведения: образовательный квест. Сюжет квеста – линейный, в котором игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, пока не пройдут весь маршрут.
Необходимое пространство: улица или спортивный участок.
Оборудование и материалы: Маршрутные листы, фото следов животных и птиц нашего края, картинки с изображением корма для животных, муляж мусора (пластик, дерево, бумага, ящики (урны) разных цветов для сбора мусора, мусорные мешки, перчатки, тряпичный мешочек, желудь, шишка, мох, лист дерева, сухая ветка, 2 Игрушечные грузовые машины, детская лопатка или савок, песок для загрузки, детские ведерки для игры в песок, Песочница, предметы для зарывания в песок, сито, небольшая емкость, трафареты игрушек, листы бумаги, ручки, карандаши, музыкальные инструменты, фрагменты пазла с изображением герба Асбеста, сундук, минерал Асбест.
Технические средства : музыкальная колонка.
Главные герои: на каждой станции находятся представители профессий : лесник, обогатитель, дровосек, пильщик игрушек.
Предварительная работа: разработка маршрутных листов, кейсов с заданиями для каждой станции.
Методические рекомендации по использованию кейс-технологии.
«Кейс-технология – инновационная образовательная модель с использованием активных методов организации детской деятельности» Кейс-технология -
это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Главное предназначение
кейс-технологии —
развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Актуальность применения кейс-технологии :
• Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
• Вторая вытекает из новых требований к качеству знаний.
азмышляем, анализируем, делаем выводы…
ель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.
Задачи:
• Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы).
• Развивать связную, грамматически правильную речь.
• Развивать аналитическое, творческое мышление.
• Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.
• Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях.
• Ориентироваться на индивидуальные данные детей.
• Раскрывать способности детей, создавать благоприятные условия для реализации этих способностей.
Виды кейс-технологии в дошкольном образовании :
• анализ конкретных ситуаций;
• кейс-иллюстрации;
• проигрывание ролей (ролевое проектирование);
• фото-кейс.
Требования к кейсу
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
• быть актуальным;
• развивать аналитическое мышление;
• иметь соответствующий уровень трудности;
• провоцировать дискуссию;
• иметь несколько решений.
В процессе освоения кейс технологий дети учатся :
• получать необходимую информацию в общении;
• доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• принимать помощь.
• вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Методические рекомендации к использованию технологии «река времени».
Технология река времени носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием – панно «река времени»,рассказ и обсуждение подкрепляются не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно использовать, попробовать в действии.
Актуальность в том, что данная продуктивная деятельность является благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок овладевает не только практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, развивает зрительную память и воображение, учится творчески мыслить, анализировать, обобщать.
Дидактическое пособие «река времени»-это длинный бумажный лист (можно использовать обои или склеить листы ватмана», примерным размером 50*160 или 60*180, на котором синей полосой во всю длину обозначена река. Вдоль реки намечаются несколько остановок, меток с понятными для детей названиями. Например прошлое -настоящее-будущее или древность – старина - наше время.
Детей можно разделить на подгруппы, а потом вновь объединить за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Панно «река времени» должно быть открыто для дополнения - в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно, для того чтобы на любом занятии можно было легко снять его со стены и использовать для дальнейших исследований.
Этапы образовательного квеста : «В ПОИСКАХ КЛАДА».
Участники :дети 5-7 лет
Цель: Формировать представления о профессиях на основе сравнения прошлого (по рассказам Д. Н. Мамина Сибиряка)
и настоящего, с использованием технологии «река времени».
Этапы Деятельность на каждом этапе. Задачи Материала и оборудование
Подготови-тельный
Беседы, презентации, рассматривание картинок,
чтение фрагментов произведений, посещение детьми музея «УралАСБЕСТ», разучивание гимна города Асбеста, просмотр мультфильма про камень Асбест, Знакомство детей с современными профессий комбината «Ураласбест» (например ко Дню Строителя в городе Асбест).
Знакомство с профессиями прошлого на основе рассказов Д. Н. Мами6на – Сибиряка. 1. Фрагменты из рассказов Д. Н. Мамина – Сибиряка: «Волки», «Золото», «Лесная сказка», «История одного пильщика».(Приложение 1.)
2. Презентация «Профессия –лесничий»(Приложение 2)
3. Презентация «Вальщик леса»
(Приложение 3)
4. Видеоэкскурсия по градообразующму предприятию комбинат
«УралАсбест» https://www.youtube.com/watch?v=u_QlaOxZvoo
5. Аудиозапись гимна города Асбест, (Папка Медиафайлы Приложение 4)
6 Текст гимна города Асбест (Приложение 5)
6 Мультфильм про камень Асбест https://www.youtube.com/watch?v=_9ZbIvPJM0U
Мотивацион-ный Получают задания для прохождения станций,
Следуют к определенной станции, ориентируясь по маршрутному листу.
Составить правильный маршрут, выполнить задания на станциях, собрать кусочки пазла-ключа, составить картинку и получить сундук с камнем.
1. Аудиозапись с сообщением о пропаже камня из музея. (Папка МедиафайлыПриложение 6.)
3. Музыкальная колонка.
4. Маршрутные листы. (Приложение 7)
Основной этап
1. Учить детей сравнивать профессии прошлого и настоящего: технологии и орудия труда (как и чем); одежды;
2. Приобретение опыта в играх, исследования, наблюдения.
3. Оформлять результаты исследования, используя технологию «Река времени». Станция «Лесная сторожка».
Составить схему для игры «Чьи следы
кто чем питается»
Помогаю леснику и собрать мусор в лесу.
Отгадывают, что находится в чудесном мешочке.
Наклеивают картинки на панно в соответствии с метками.
Выполнить задания из кейса № 1 «Лесная сторожка»
1. Огадать загадку
Кейс №1. (Приложение 8)
Дидактическая игра «Чьи следы» Игра «Помоги леснику правильно подобрать корм
для животных или птиц»
Фото следов животных и птиц нашего края, картинки с изображением корма для животных.
Подвижная игра «Очистим лес от мусора»
Муляжи мусора (пластик, дерево, бумага,ящики (урны) разных цветов для сбора мусора, мусорные мешки, перчатки.
Чудесный мешочек «Подарки лесника» Тряпичный мешочек, желудь, шишка, мох, лист дерева, сухая ветка.
Распределить картинки по заданным меткам на панно «река времени». Панно река времени, картинки для закрепления пройденного материала, клей-карандаш
Станция «Прииск»
Рассматривание изображения и составление последовательности добывания камня Асбест на предприятии комбинат «Урал Асбест»
Выполнить задания из кейса № 2 «Прииск»
Кейс № 2 .(Приложение 9)
1. Фото разных видов деятельности по добыванию камня.
Игра «Доставь груз»
2 Игрушечные грузовые машины, детская лопатка или савок, песок для загрузки, детские ведерки для игры в песок.
Подвижная игра «Золотоискатели
Распределить картинки по заданным меткам на панно «река времени». Песочница, предметы для зарывания в песок, сито, небольшая емкость.
Панно река времени, картинки для закрепления пройденного материала.
Станция «Деревянные игрушки»
Выполнить задания из кейса № 3 «Деревянные игрушки»
Беседа «Как люди использовали дерево». Кейс № 3.(Приложение 10)
1. Повторить какие деревья можно рубить для дальнейшего использования. Памятка «Какие деревья пора пилить»
3. Подвижная игра «Веселые листочки», «Дровосек»
(по выбору педагога) Изображения с деревьями нашего края.
4. Обвести игрушку по трафарету. Трафареты игрушек, листы бумаги, ручки, карандаши.
5. Играть на деревянных музыкальных инструментах.
Музыкальные деревянные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, свистульки, (по выбору музыкального руководителя).
Русская народная песня в исполнении Уральского народного хора «Я сажу, сажу. капусту».
6. Распределить картинки по заданным меткам на панно «река времени». Панно река времени, картинки для закрепления пройденного материала.
Заключительный Подвести итоги. Собрать пазл, открыть сундук и достать похищенный камень.
Рефлексия. Учить детей описывать свои действия, чувства и мысли во время прохождения испытаний.
Фрагменты пазла с изображением герба Асбеста. Сундук, минерал Асбест. Папка медиафайлы (Приложение 11)
Ход образовательного квеста «В поисках клада»
(Технологическая карта мероприятия)
Этап Деятельность педагога Деятельность воспитанников Результат деятельности
Мотивационный этап.
Звучание гимна города Асбеста в честь Дня строителя. После гимна звучит тревожное сообщение.
Текст: Уважаемые Дети, помогите, пожалуйста! Из нашего музея похищен камень. Он нам очень дорог. Мы отправляем вам маршрутные листы и карту. Вам необходимо следовать по заданному маршруту, выполнить все задания на каждой станции. После прохождения всех испытаний собрать картинку с изображением герба Асбеста. Это и будет ключом к открытию похищенного сундука.
Дети осознают и принимают поставленную задачу; выражают готовность помочь вернуть камень в музей.
У детей вызван интерес к выполнению предстоящих заданий.
Организационный
Станция «Лесная сторожка»
Формировать знания о труде лесника и его экологическом значении.
Расширять представления о роли леса в жизни человека.
Развить у детей умение распознавать и различать животных по отпечаткам лап;
Воспитывать доброе и заботливое отношение к животным.
Раздача маршрутных листов,
Педагог загадывает загадку.
Задает наводящие вопросы:
О ком идёт речь в этой загадке? а где работает лесник? А, что делает лесник в лесу и о ком он заботится? А какие лесные животные и птицы живут в лесу?
Игра «Чьи следы?»
«Кто чем питается?»
Подвижная игра «Очистим лес от мусора»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Распределить и наклеить картинки по заданным меткам на панно «река времени».
Определяют маршрут.
Выполняют задания, согласно кейсу № 1 :
Подбирают картинки, составляют таблицу, закрепляют правила поведения в лесу,
Дети вовлекаются в игровую деятельность по сбору мусора.
Закрепляют правила поведения в лесу.
Дети рассказывают о спрятанных предметах.
Выбирают картинки. Наклеивают на панно.
Отгадали загадку, уточнили представления о профессии лесник
Детьми приобретен опыт, определения следов животных,
Сформировано понятие о бережном отношении в природе, умеют прогнозировать последствия своей деятельности.
Могут отличить профессию лесника прошлого и настоящего, правильно распределить картинки.
Станция «Прииск»
Сформировать представления детей о работе в градообразующем предприятии города Асбеста, о том, какие инструменты и машины используются в работе обогатителя, продолжать расширять знания людей о труде, о значении труда в жизни людей; воспитывать уважение к труду взрослых, к чужому труду,
Станция «Деревянные игрушки»
Формировать представления детей о деятельности дровосека, вальщика леса: в чем их сходства и различия, продолжать формировать представления о свойствах дерева, уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева. Рассмотреть изображения и определить последовательность добывания камня Асбест
Подвижная игра «Доставь груз»
Игра «Золотоискатели»
Распределить и наклеить картинки по заданным меткам на панно «река времени».
Беседа «Как люди использовали дерево.
Правила, «Какие деревья можно рубить»
Подвижная игра «Веселые листочки», «Дровосек» (по выбору)
Игра «Обведи по трафарету»
Стихотворение «Прыг-скок» (игра на детских музыкальных инструментах)
Выкладывают цепочку добывания камня Асбест.
Перевозят (доставляют)
первым груз до места его назначения.
С помощью сита просеивают песок и находят предмет, зарытый в песке.
Выбирают картинки. Распределяют на панно.
Дети дают ответы на поставленные вопросы.
В игре (Веселые листочки) дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Выбирают трафарет, обводят по конуру.
Озвучивание стихотворения с помощью деревянных музыкальных инструментов.
Закреплены представления о том, как происходит добывание камня.
У детей отработаны навыки действовать быстро,сообща, оказывать поддержкИтог Ура! Ребята мы нашли клад! Собрали пазл, получили ключ. Открываем сундук. (внутри минерал Асбест)
Дети, скажите, сложно ли было пройти весь путь? Что сложно было выполнять? Что нового вы узнали? Что вам помогло в путешествии? Собирают все фрагменты пазла, возвращаются на центральную площадку. Получают ключ. Открывают сундук. У детей закреплены представления о профессиях на основе сравнения прошлого (по рассказам Д. Н. Мамина Сибиряка)
и настоящего, времени, приобретен опыт рефлексии (навыки анализа своих действий, чувств и мыслей при выполнении этих действий.)