Марина Телюк
Образовательное событие-квест «По следам оленя» в старшей группе
▼ Скачать
Образовательное событие-квест
«По следам оленя»
Вид деятельности: образовательное событие - квест.
Возрастная группа : старшая.
Форма организации детей: групповая.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема: «По следам оленя».
Публикация «Образовательное событие-квест „По следам оленя“ в старшей группе» размещена в разделах
- Животные севера. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Олень. Детям про оленей
- Следы. Наблюдения за следами птиц и животных
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с культурой, обычаями и традициями коренных народов Приамурья.
Задачи:
1. Обучающие:
• обобщить и расширить представления детей о родном крае, коренных народах Приамурья, разнообразии животного и растительного мира Амурской области;
• формировать интерес к краеведческой деятельности, культуре, обычаям и промыслам амурских эвенков, предметам быта, одежды, орудиям труда;
• совершенствовать способности классификации предметов;
• способствовать обогащению словарного запаса детей;
• тренировать умение узнавать образ обитателей леса по следу;
• закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой при помощи манной крупы;
2. Развивающие:
• стимулировать развитие творческого воображения, нестандартного мышления, умения выражать свои мысли;
• развивать память, речь, слуховое восприятие, внимание, кругозор;
• развивать крупную и мелкую моторику, пространственную ориентацию;
• способствовать развитию двигательной активности в народных играх;
• развивать коммуникативную сферу дошкольников путём коллективного решения общих задач.
3. Воспитательные:
• воспитывать любовь, патриотические чувства к родному краю; уважительное отношение к коренным народам Амурской области, их духовной культуре, традициям и обычаям;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества, художественный вкус;
• прививать основы здорового образа жизни;
• создавать условия для развития эмоциональной отзывчивости дошкольников.
Предварительная работа:
• беседы о родном крае, коренных народах Амурской области, жизни людей и животных на севере Приамурья;
• чтение эвенкийских сказок, стихотворений амурских поэтов о родном крае;
• рассматривание иллюстраций;
• ознакомление с произведениями народно-прикладного творчества коренных народов севера Амурской области;
• разучивание пословиц и поговорок;
• фото-экскурсия в Амурский областной краеведческий музей им. Г. С. Новикова-Даурского;
• работа по краеведению в мини-музее группы «Уголок земли Амурской»;
• разучивание народных игр эвенков.
Активизация словаря: эвенки, стойбище, чум, кочевать, шаман, каюр, начельник, парка, нарты, тайга, брусника.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация, музыкальный материал, макеты мини-музея по краеведению «Эвенкийское стойбище», макет чума, бубен с лентами и эвенкийским узором, ободки - оленьи рога, сорока с посланием, письма эвенка, посылка: парка, начельники на каждого ребенка, книга «Путь в тайгу», карточки с изображением животных Амурской области и их следов, оленьи следы – 4 шт., кочка, предметы быта рыбаков, охотников и оленеводов, трафареты «Олень», картон темно-синего цвета, манная крупа, кисточки, клей ПВА, тканевые салфетки, влажные салфетки, лукошко с брусникой.
Методы и приемы:
- игровой (дидактические игры «Чей след?», Рыбаки, охотники и оленеводы», получение послания от эвенка, путешествие, эвенкийская народная игра).
- наглядный,
- приём привлечения и сосредоточения внимания детей (прилет сороки,
-словесный (рассказ, вопросы, загадки, беседа, пояснение, объяснение,
- подача нового материала с опорой на имеющийся,
- проблемно-поисковый,
- воображаемая ситуация,
- практическая деятельность.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какое прекрасное утро! Давайте соберёмся в круг и поприветствуем друг друга. Как вы хотите поздороваться сегодня? (дети выбирают приветствие)
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Слайд 1 (Карта-Россия)
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Благовещенск.
Слайд 2 (фото дети группы на фоне арки)
Воспитатель: Молодцы! Как называется наша область?
Дети: Амурская область.
Слайд 3 (Амурская область)
Воспитатель: Правильно. А почему она так называется?
Дети: Потому что расположена на реке Амур.
Воспитатель: Верно! Значит мы живем в Амурской области! Как по-другому можно назвать Амурскую область?
Дети: Приамурье
(прилетела сорока с посланием - включить звук)
Воспитатель: Дети, посмотрите! К нам прилетела птица! Как называется эта птица?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Сорока принесла нам послание. Посмотрим, от кого оно? Это послание от эвенка.
Слайд 4 (изображение эвенков, звучит музыка, ведется повествование. Закрыть окошко проектора)
По берегам широкого Амура издавна живет много разных народов, и среди них – эвенки. Эвенки живут на севере Амурской области. Это мудрый народ. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют «дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы, сколько могут съесть, не убивают животных ради развлечения, не загрязняют реки и озера, не губят даже травинку попросту. Ведь эвенки считают, что все в природе живое и наделено душой.
Давайте прочтем послание эвенка.
(воспитатель берет у сороки послание и читает).
Текст послания:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алтан. Мы с моим главным помощником и другом - оленем пошли в тайгу, и он пропал. Нам, эвенкам, без оленя никуда! Добрые дети, помогите, пожалуйста, его найти. Я передал вам посылку, в ней книга, которая поможет вам найти дорогу в тайгу, парка и начельники, которые придадут сил в пути.
Воспитатель: Дети, почему олени так нужны эвенкам?
Дети: Ездят на них, питаются оленьим молоком, мясом, из шкур шьют одежду, делают чум.
Воспитатель: Ребята, поможем Алтану найти его оленя?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Тогда собираемся в дорогу! Вы наденете начельники – эвенкийские украшения на голову, а я надену парку – короткую шубу эвенков. Путь нам предстоит неблизкий - через тайгу, в стойбище эвенков. До тайги нам поможет добраться книга, которую передал Алтан.
(дети становятся в круг, идут по кругу, повторяя движения за воспитателем)
Воспитатель:
- Внимание! Первая картинка сообщает, что впереди асфальтированная дорога, значит, идём маршем (маршируют).
Слайд 5 (видеоролик «Приамурье мое!» + фоновая музыка)
- На следующей картинке лес! Идем по тропинке, под кустик заглядываем – не притаился ли кто? (полуприсед с поворотами головы)
- На третьей картинке - озеро. Большое озеро (показываем руками размер)
- Обойти его нельзя, придется переплыть. (движения пловца)
- Вышли, встряхнулись. На четвертой картинке высокая сопка (показывают высоту).
- Идем по узкой тропинке в сопку (шагаем на носках)
- Пятая картинка показывает, что впереди нас ждёт сильный снег и метель. Прижмемся плотнее друг к другу, укроемся паркой и переждем метель.
- Метель закончилась, спускаемся с сопки (шагаем)
- А вот и тайга – на шестой картинке изображена тайга.
- Дети, кто живет в тайге?
Слайд 6 (изображения животных Амурской области)
Дети: Варианты ответов детей.
Декорации (деревья, фоном музыка- пение птиц, на полу карточки с изображением животных Амурской области и их следов).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, олень оставил следы, однако, здесь много разных следов. Давайте узнаем, чьи они. Найдём олений след? Соберите следы животных.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
(Игроки внимательно рассматривают следы, определяют хозяина следов, выбрав из животных нужного, ставят его рядом со следом)
Воспитатель: Да, олень здесь пробегал, пойдемте дальше по его следам. Куда именно нам нужно идти? Тайга большая! Знает всё в тайге шаман. Дети, вы знаете, кто такой шаман?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Слайд 7 (шаман)
Воспитатель: Шаман – это лекарь у эвенков. Эвенки говорят, что шаман лечит болезни заговорами и лесными травами, предсказывает что будет, защищает от злых людей и злых духов. Можно сказать, что шаман - волшебник. Эвенки рассказывают, что шаман общается с духами природы, помогает охотникам, рыбакам и оленеводам. Наверное, нам тоже поможет. Посмотрите – это жилище шамана! Как оно называется? Отгадайте загадку!
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла-
Ни единого угла.
Дети: Чум.
Воспитатель: На что похож чум?
Дети: На шалаш.
Воспитатель: Из чего сделан?
Дети: Из палок и оленьих шкур.
Воспитатель: Дети, как вы думайте, почему эвенки не строят дома из камня?
Дети: (варианты ответов детей)
Воспитатель: Потому что эвенки пасут оленей. Олени едят мох в одном месте, а потом уходят в другое. Вот и приходится переезжать с одного места на другое, или, другими словами, кочевать. Каменный дом не перевезешь, а чум разобрал, сложил в нарты и поехал дальше.
(заглядываем в чум шамана. Там находим волшебный бубен)
Воспитатель: Ребята, в чуме нет шамана, но он оставил нам свой волшебный бубен, который поможет отыскать оленя эвенка Алтана.
(слушаем волшебный бубен)
Волшебный бубен поведал мне, что здесь пробегал олень, смотрите, под кочкой его след.
(дети находят под «кочкой» еще один след оленя)
Воспитатель: Чтобы узнать, куда олень отправился дальше, нужно пройти испытания. Первое испытание – нужно разобраться, кому из эвенков что нужно для дела.
Ребята, чем занимаются эвенки?
Дети: Ловят рыбу, охотятся, пасут оленей.
Слайд 8 (занятия эвенков)- закрыть окно проектора
Воспитатель: Верно. Давайте разделимся на рыбаков, охотников и оленеводов.
Нужно отобрать из всех предметов только те, которые нужны в вашем деле. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее и правильно.
Дидактическая игра «Рыбаки, охотники и оленеводы» или «Кому что нужно?»
(Разделить детей на 3 команды. Одна команда – охотники, вторая команда – рыбаки, третья команда – оленеводы. На столе карточки с изображением предметов быта рыбаков, охотников и оленеводов. Каждой команде нужно отобрать только те предметы, которые нужны в данном виде промысла.)
(при неточном выборе воспитатель спрашивает ребёнка, почему он выбрал этот предмет и подводит к точному выбору)
Воспитатель: Молодцы! Справились! (слушая бубен). Далее дети возле чума находят ещё один след оленя.
Воспитатель: Ребята, второе испытание покажет, какие вы ловкие.
Народная игра эвенков «Ловля оленей»
(Играющие делятся на две группы. Первая группа — олени, вторая группа — оленеводы. Оленеводы стоят полукругом лицом к оленям. Олени скачут по площадке. По сигналу «Лови!» каждый оленевод старается поймать оленя.
Игра проводится 2 раза (дети меняются ролями)
Воспитатель: Здорово! Справились с заданием! Мы увидели ещё один след, который оставил олень на камне. Ребята, волшебный бубен сообщил, что оленю Алтана очень грустно и одиноко без своих друзей – оленей. Как мы можем ему помочь?
Дети: ( варианты ответов детей: слепить, нарисовать)
Воспитатель: Давайте сделаем оленей с помощью волшебного клея и волшебной крупы. В тайге даже нашлась мастерская, проходите, занимайте места. На столах есть все необходимое для изготовления волшебных оленей (Дети располагаются за столами, педагог дает инструкцию поэтапного изготовления картинки с помощью трафарета оленя, клея ПВА и манной крупы)
Рисование манкой с использованием трафаретов.
Воспитатель: Ребята, оленей будем делать на картоне синего цвета с помощью трафарета. Ещё нам понадобится розетка с клеем, кисть для клея, салфетка. Во время работы с клеем пригодится подставка для кисти, чтобы клей не стекал по ручке кисти.
В середину листа картона кладём трафарет, мы видим силуэт оленя. Весь силуэт хорошо промазываем клеем и хорошо посыпаем волшебной крупой, которая находится у вас в миске справа. Убираем трафарет, лишнюю крупу аккуратно ссыпаем в миску. Что у вас получилось? Можно сказать, что это северный олень?
Дети: (варианты ответов детей)
Воспитатель: Сколько чудесных оленей получилось. Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания. Волшебный бубен поведал, что олень вернулся домой, в стойбище. Подойдем поближе.
(подходят к столу мини-музея с макетами «Эвенкийское стойбище»,
слайд 9 - фото эвенкийского стойбища)
Воспитатель: Дети, это стойбище! Кто знает, что такое стойбище?
Дети: ( варианты ответов: место, где живут эвенки, поселение эвенков)
Воспитатель: Верно. Эвенки - кочующий народ. А что значит «кочуют»?
Дети: переезжают с места на место.
Воспитатель: Правильно! (звук, прилетает сорока с посланием)
Ребята, снова прилетела сорока с посланием от Алтана.
(читает письмо)
- Спасибо вам, ребята, что помогали мне искать оленя! Я благодарю вас за помощь и хочу подарить лукошко с полезной и вкусной ягодой брусникой, которая растет на севере Амурской области! (дарит лукошко с брусникой). До свидания!
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад! Поможет нам волшебный бубен, который перенесет всех обратно в веселом танце.
Флэшмоб «Эвенкийский танец»
Воспитатель: Ну вот, мы и дома!
- Ребята, где мы побывали?
- Кому помогали? Как помогали?
- Какие испытания ждали нас в пути?
- Что понравилось больше всего?
- Чем угостил нас Алтан?
- Что можно сделать из брусники?
Дети: Варианты ответов детей (съесть, сварить морс, сделать варенье и т. п.)
Воспитатель: Замечательно! Давайте отдадим бруснику поварам на кухню, чтобы приготовили ягодный напиток (в зависимости от ответов детей).