Елена Краснова
Образовательная среда ДОО — комфорт, эмоциональное благополучие и развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Целью статьи является описание опыта работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения развития, эмоционального благополучия и комфорта ребенка. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее - предметная среда, создаваемая в нашей образовательной организации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна обеспечить возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Образовательная среда ДОО — комфорт, эмоциональное благополучие и развитие» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Предметная среда, созданная в каждой группе, дополнительных помещениях, холлах должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, она должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования предметная среда должна обеспечить :
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
• охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
• двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
В государственном образовательном стандарте ДО подчеркнуто, что условия организации программы ДО должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям. [5]
В нашем дошкольном учреждении мы постарались создать предметно-развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к созданию предметно – развивающей среды, что эффективно будет способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка. Педагог детского сада - специалист широкого профиля. По отношению к своим воспитанникам он является носителем родной культуры, языка, являет детям образ человека культурного, образованного, деятельного, владеющего опытом в разнообразных видах деятельности. Основная задача педагогической работы - это передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре. [1]
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
-способствует профессиональному развитию педагогических работников;
-создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
-обеспечивает открытость дошкольного образования;
-создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда ДОУ воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
-развивающая предметно-пространственная среда;
-содержание дошкольного образования.
Долгое время в нашей стране складывалась такая ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривалось как период подготовки к школе, и дошкольное детство было нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова, что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором сформированы определенные требования к условиям реализации программы, в том числе, требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна в полной мере обеспечить разностороннее развитие ребенка, не ущемляя основной вид деятельности дошкольника – игровую деятельность. Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для нашего детского сада, я столкнулась со следующими проблемами:
1. Упорядочение, введение в систему множества материалов.
2. Ограниченность пространства для организации полноценной игровой и учебно-воспитательной деятельности в ДОУ
3. Конкретное оснащение группового помещения, дополнительных помещений.
Хотелось бы рассмотреть такую проблему как ограниченность пространства для организации полноценно игровой и учебно- воспитательной деятельности в ДОУ в связи с совмещенностью игровой и спальной комнат, что не всегда позволяет разместить оборудование доступно и на уровне глаз ребенка (развивающие пособия частично размещены на стенах)
В таком случае хорошо помогают несколько идей
• Трансформируемость
• Полифункциональность
• Мобильность
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки) В нашей группе за счет кроватей трансформеров пространство мы используем для двигательной активности и индивидуального развития.
Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации. Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.
Например: на месте природного уголка организовать можно лабораторию, творческую мастерскую, музей, путешествие.
В группах имеются природные уголки они могут трансформироваться в лабораторию, патриотический уголок – в выставку детского творчества. В образовательном процессе возможно трансформировать столы (объединять, индивидуально). Также мы используем несколько ковриков для организации различных сюжетных игр по желанию детей (это может быть поляна в лесу, болотце –коврик зеленого цвета; это может быть море, озеро, небо - коврик синего цвета, это может быть просто отдельная игровая зона для нескольких детей - разноцветный коврик). В игре мы используем игровые модули совместно с ковриками, мебелью, игровыми атрибутами. Дети играют таким образом в «Моряков», «Ферму», «Прогулку в лес», «Семью». Есть у нас коврик «Дорога», который мы используем для ознакомления с правилами ПДД и который дети с удовольствием используют в своих играх. Если нам нужно создать более сложный сюжет, мы совмещаем несколько ковриков вместе. Такая трансформируемость и полифункциональность очень нравится детям. Среда наших групп постоянно меняется, в зависимости от темы недели или проекта. Если на протяжении всей недели мы с детьми говорим о весне, то и организация среды будет соответствовать выбранной теме: разнообразные выставки, иллюстрации, детские работы, презентации, развивающие игры и дидактические пособия - вс по теме периода. Таким образом, мы обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей.
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры. Она позволяет ребенку гибко использовать элементы развития предметно - пространственной среды в соответствии со своим замыслом и сюжетом игры.
Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей.
Учебную доску мы используем для рисования маркерами, составления узоров, выставки детских работ. Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого. Например: игровые маркеры мы используем в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).Широко используем набор крупного напольного строительного материала для различных игр. Мы их применяем и как предметы –заместители в сюжетных играх (столы, стулья), и как мосты и арки (при игре в дорогу, как знаки для зонирования. Все это позволяет детям создавать самим или с помощью воспитателя игровую среду, которая легко трансформируется, воплощая в игре образы, порожденные знаниями детей и их творческим воображением. Суть здесь в том, что куб, например, в одной и той же игре или в другой может стать и автомобилем, и башней, и ложей в театре, и шхуной, и слоном, в зависимости от того, что нужно ребенку в игре. Модули –это материальная опора мысли ребенка [4]
Мобильность выражена в легких передвижных, переносных конструкциях, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте – платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут еще служить и ширмами.
Идею мобильности и динамичности мы легко воплотили с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Для игр изготовлены ширмы – трансформеры: (пароход, машина, магазин, поликлиника, что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах. Ширмы двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.
Ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогают быстро организовать игру.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети действуют сами в зависимости от игрового замысла.
Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка.
Ширма для девочек выполнена из легкой вуали, которая собрана так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.
Также мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т. д.
Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В дальнейшем мы планируем изготовить ширму «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребенку ограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму. Также хотелось бы изготовить игровое поле «Лесная поляна», оснащенное набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т. д., в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки. Макет «Дорога» - будет способствовать закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.
В нашем дошкольном учреждении созданы такие условия, чтобы в группе каждый участник образовательного процесса (ребенок, педагог, родитель) мог свободно перемещаться и находить себе занятие по интересам, используя многофункциональные мобильные системы, образовательные модули, тематические центры.
Таким образом, образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Библиографический список
1. Абузярова Л. А. Предметно — развивающая среда ДОУ (Текст) / Л. А. Абузярова // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 6.
2. Предметно-пространственная среда детского сада : пособие для воспитателей / Под ред. Н. А. Коротковой. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. — 96 с.
3. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : «ДЕТСТВО — ПРЕСС» 2007. — 128 с., ил.
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. (Текст) / С. Л. Новоселова. — М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», г. Москва.