Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по изготовлению из бумаги поделки-сувенира «Письма с фронта» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Тема: «Письма с фронта»
Основная цель: формирование у детей конструктивных навыков изготовления из бумаги поделки-сувенира «Военный треугольник» с опорой на схему.
Задачи:
- Формировать у детей представление о роли и значении писем как средства связи и общения между людьми в период Великой Отечественной войны;
Публикация «Конспект образовательной ситуации по изготовлению из бумаги поделки-сувенира „Письма с фронта“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Поделки из бумаги
- Треугольные письма с фронта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- Развивать у детей элементарное понимание значимости семейных ценностей: проявление внимания и заботы о близких людях;
- Развивать у детей навыки анализа готовых схем, на предмет соотнесения их с обозначенной темой поделки, умение выбрать правильную схему;
- Упражнять детей в умении выполнять конструкцию из бумаги по выбранной схеме, последовательно выполняя все этапы работы;
- Содействовать формированию социально-психологической готовности к коллективной трудовой деятельности (принятие общей задачи, умение договариваться и распределять обязанности, уступать, доводить начатое дело до конца).
- Способствовать формированию элементов учебной деятельности: осмысленному применению ранее освоенного способа конструирования из бумаги по схеме, к новым условиям;
- Воспитывать уважение к подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны;
Дидактические материалы и оборудование:
Демонстрационный: экспонаты мини-музея, посвящённые Великой Отечественной войне (книги, фотографии с фронта, награды, иллюстрированные альбомы). Репродукция картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (Слайд №2); Изображение писем-треугольников (Слайд №3); Схема складывания конструкции из бумаги «Военный треугольник» (Слайд №4); Раздаточный материал : схемы складывания письма - треугольника, листы белой бумаги.
Краткая аннотация к работе:
Современное общество в воспитании подрастающего поколения придаёт немаловажное значение формированию патриотических чувств, любви к Родине, уважению к прошлому своей страны, создавая тем самым основу для успешной самореализации растущего человека. Система российского дошкольного образования переживает новый этап модернизации, связанный с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит деятельностный подход, определяющий главной целью развитие личности ребенка.
В организации данной образовательной ситуации системно-деятельностный подход используется для развития конструктивных навыков детей. Представлены методические средства, позволяющие построить образовательную деятельность в технологии «Ситуация». Их использование позволяет ребёнку овладеть основными социокультурными, познавательными, в том числе конструктивными способами деятельности, содействует формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, осмысленное применение ранее освоенного способа конструирования, развитие навыков самоконтроля, самооценки и планирования своих действий)
Ход образовательной ситуации:
- Уважаемые гости, обратите внимание на наш мини-музей, посвящённый Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Дети, расскажите нашим гостям о наиболее интересных, дорогих вам и вашим близким экспонатах музея. Здесь много разнообразных экспонатов : книги, иллюстрированные альбомы, и даже фотографии с фронта. (Беседа детей и гостей, рассказ детей о музейных предметах).
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.
- Как много в нашем музее разных экспонатов: это и книги о войне, и иллюстрации, и альбомы, и фотографии ваших родных прадедушек и прабабушек – участников той великой войны. Вчера вечером, когда вы все ушли домой, я ещё раз просматривала экспонаты нашего музея, и у меня возник вопрос, который я сегодня хотела бы обсудить с вами. Вы поможете мне в нём разобраться?
- Давайте присядем, чтобы вам было удобно слушать.
- Когда началась война, тысячи людей встали на защиту Родины от врага, отправились на фронт. А дома жёны, матери, дети с нетерпением ожидали весточки с фронта. Мамы беспокоились за своих сыновей, воевавших на фронте : живы ли они, всё ли у них в порядке. Дети скучали о своих отцах, которых так давно не видели. А мужчины на фронте в минуты отдыха вспоминали свои семьи, оставшиеся далеко от них, им очень хотелось знать, как обстоят дела дома: что происходит с их детьми, жёнами, матерями.
-Как вы думаете, как бойцы на фронте могли узнать, что происходит у них дома?
- как жёны и дети могли узнать о близком человеке, который сражается на фронте?
Предполагаемые ответы детей (позвонить, отправить телеграмму, написать письмо) …
- Позвонить было невозможно, т. к. телефонная связь в годы войны во многих местах была нарушена.
Во время войны люди могли узнать друг о друге, лишь отправив письмо и получив на него ответ.
2. Актуализация.
Дидактические задачи: - актуализировать знания и опыт детей о работе почты;
- сформировать представления детей о работе военно-полевой почты в годы войны;
- используя средства художественной литературы и изобразительного искусства, формировать у детей эмоциональное отношение к событиям Отечественной войны;
- воспитывать уважение к подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны
- упражнять детей в умении делать элементарные умозаключения.
- Скажите, а какая организация занимается доставкой писем? (Почта)
При затруднении в ответе предлагаю «помогающие» вопросы: (Как называется человек доставляющий почту; Как называется то место, где работают почтальоны)
- Да дети доставкой писем занимается почта. Почта есть и в нашем посёлке. Но доставкой писем на фронт занималась не только обычная почта, но и другая, военная, по-другому она называется военно-полевая почта.
- Как вы думаете, почему она получила такое название?
- Полевая или военно-полевая почта получила название от слова поле потому, что воинские части во время войны находились в разных местах: в лесу, в горах и даже в поле. На почтовом конверте вместо адреса писали номер полевой почты. Именно по нему почтальон и находил человека, которому было адресовано письмо.
- Представьте, только что закончился бой, солдат устал, вспоминает свою семью. О чём он мог написать своим родным в минутки затишья? (ответы детей)
- Да, скорее всего солдат писал о том, как воюет, где находится, о своём здоровье и самочувствии.
- А что могли написать в письме отцу - фронтовику его близкие, жена и дети?
(ответы детей)
- Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа-весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких и тоже писали письма домой.
Да, дети, солдат писал своим близким о том, где находится их военный отряд, как он сражается, о прошедшем бое, а родные в своих письмах рассказывали солдату о том, как у них идут дела дома, о самочувствии и здоровье родных.
- Многие поэты-фронтовики, в своих стихах рассказывали о том, как солдаты с фронта писали письма своим близким и с нетерпением ждали ответа из дома.
-Послушайте и попробуйте догадаться, кто написал это письмо?
Письмо с фронта
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Н. Найдёнова
- Дети, почему вы решили, что это отец пишет письмо сыну?
(Ответы детей)
-Догадайтесь, кому адресовано это письмо?
Письмо
Привет, родная, снова передышка.
И пули не свистят над головой.
Как там растет наш маленький сынишка?
Как он воюет без меня с тобой.
А ты ему показывай, родная,
Почаще фотографию мою.
Пусть наш малыш отца не забывает.
О, Господи, как сильно вас люблю!
Дарина Николаева
(ответы детей)
А сейчас послушайте ещё одно стихотворение:
Папе на фронт
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился –
До чего ты прежний был во сне!
Прежний – прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
… Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой…. Сын
Елена Благинина
Вы, наверное, догадались, что это стихотворение пишет сын своему папе. Этот мальчик почти ваш ровесник, он очень скучает по отцу, который отправился на фронт, и с нетерпением ждёт встречи с родным человеком.
Физкультминутка: Мы уже с вами говорили о том, что письма на фронт доставляют военные почтальоны. Давайте представим, что мы с вами военные почтальоны, надеваем на себя каску, вешаем сумку на плечо, и отправляемся разносить полевую почту.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Шаг за шагом, день за днём (идут приставным шагом)
Едет почта полевая (идут, имитируя движения рулём)
Пробираясь под огнём
По лесам (рук и вверх, машут руками)
По горным склонам
По тропинкам, потаённым (идут, наклонившись вперёд)
Ходит почта на войне. (Идут спокойным шагом)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования у детей умение конструировать из бумаги поделку письмо-треугольник.
- формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины
- Дети, обратите внимание на картину, которая появилась на экране. Давайте её рассмотрим. (На слайде репродукция картины А. И. Лактионова «Письмо с фронта»)
-Какое важное событие изображено на картине? (семья получила письмо с фронта)
Люди жили надеждой на победу, верили в неё, с нетерпением ждали новостей с фронта. Именно этому и посвящена картина Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта»
На крыльце старого деревянного дома собралась семья. Солдат после ранения и выписки из госпиталя принёс письмо от фронтового товарища его близким. Все вместе решили прочитать письмо вслух. Пожилая женщина держит в руках очки. Возможно, слёзы радости мешают ей читать, и она попросила мальчика прочитать письмо вслух. Мальчик очень горд и доволен поручением. Ведь он узнаёт что-то о своём отце, а ещё, посмотрите, с какой гордостью он демонстрирует всем, как хорошо умеет читать. Чтобы мальчику было удобнее, его посадили на стул в центре собравшихся людей.
-Как вы думаете, о радостных или грустных событиях написано в этом письме?
-Почему вы так решили?
Да, скорее всего в этом письме написаны хорошие новости. Это видно по радостным лицам, улыбкам близких людей.
- Дети, скажите, а что нужно для того, чтобы написать и отправить письмо? (бумага, ручка, конверт, марка)
Вы совершенно верно заметили, что для того, чтобы написать и отправить письмо, нужны бумага, ручка и конверт. Ведь именно на конверте люди указывают адрес, по которому следует доставить письмо. А вы знаете, во время войны солдаты вели бой в разных местах: в лесу, в поле, и возможности купить конверт у них просто не было.
-Как же тогда солдат мог отправить письмо без конверта? (Ответы детей)
- Когда на фронте не стало хватать конвертов, солдаты придумали складывать письма треугольником, на одной стороне которого был написан адрес, по которому следует отправить письмо. (Слайд №3 с изображением писем-треугольников)
Письма с фронта до сих пор хранятся в некоторых семьях как самое дорогое воспоминание о близких людях. Очень часто фронтовые письма треугольники изображают на праздничных открытках и сувенирах.
Завтра в нашем детском саду пройдёт праздник, посвящённый 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Давайте и мы порадуем наших гостей, и сделаем для них памятный сувенир в виде письма- треугольника
- А вы сможете так же, как и солдаты сложить письмо - треугольник? (Ответ детей)
Предлагаю детям пройти к столам и изготовить поделки.
Выполнение детьми «пробного действия»
-Дети вы смогли сложить конверты-треугольники? (нет)
-Почему не смогли? (потому что мы не знаем, как правильно сложить треугольное письмо из бумаги)
- Подумайте и скажите, что нам поможет точно и правильно сложить конструкцию из бумаги? (схема)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
- развивать у детей умение анализировать разные варианты предложенных схем, выбирать правильную;
- уточнить представления детей об условных обозначениях, используемых в схемах (обозначение стрелок, пунктирных линий на схеме)
- содействовать формированию социально-психологической готовности к коллективной трудовой деятельности (принятие общей задачи, умение договариваться и распределять обязанности, уступать, точно осуществлять последовательность действий)
- Да, дети, для того чтобы точно и правильно сложить конструкцию из бумаги нужна схема если вы не знаете схемы складывания письма - треугольника, то сделать это будет непросто.
Обращаю внимание на слайд № 4. (на слайде размещены разные схемы для складывания поделок из бумаги)
- Как вы думаете, какая схема подходит для того, чтобы сложить письмо - треугольник? Почему?
- Да, дети, посмотрев именно на последний этап схемы видно, что в результате складывания получится письмо-треугольник.
- А сколько всего этапов в схеме письма-треугольника? (пять)
-Давайте вспомним, что обозначают пунктирные линии? (место сгиба)
- Что обозначают стрелки на схеме? (направление выполнения сгиба)
- Для того, чтобы начать работу предлагаю вам объединиться в группы по пять человек и присесть за столы. (Дети садятся за столы по пять человек)
Обратите внимание, на ваших столах лежат схемы будущих писем. Вы уже отметили, что этапов в схеме пять и вас, дети, за столом тоже пятеро. Обсуждая то, как вы будете изготавливать поделку, договоритесь между собой так, чтобы каждый из вас выполнял только один этап работы. Во время выполнения работы одним из вас все остальные участники группы будут контролировать правильность и точность действий своего товарища.
(в случае если количество детей в группе не кратно 5, и в одной из подгрупп окажется детей меньше чем 5, предлагаю одному из детей (на выбор) выполнить ещё один этап работы)
Самостоятельная работа детей в группах.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка
Дидактические задачи:
-побуждать детей к выполнению задания, в котором новый способ действия связывается с ранее освоенными способами;
- закрепить навык самостоятельного выполнения конструкции из бумаги по схеме, последовательно выполняя все этапы;
- формировать навык самоконтроля, самооценки и планирования своих действий для достижения результата (изготовление треугольного письма)
- Дети, я вижу, вы очень успешно справились с поставленной задачей. Ваши письма -треугольники выглядят как самые настоящие, но их у нас получилось всего четыре (пять, в зависимости от количества детей, а гостей – ветеранов на нашем празднике будет гораздо больше. Поэтому, я предлагаю вам сейчас каждому, самостоятельно используя схему, сложить ещё по одному письму-треугольнику.
Самостоятельная работа детей по выполнению складывания из бумаги письма- треугольника с опорой на правильно выбранную схему,
- Я очень рада за вас, дети. Вы все смогли сложить треугольное письмо так, как когда-то, в далёкие военные годы складывали его солдаты. И сегодня наш мини - музей пополнится ещё одним экспонатом - треугольным письмом.
6. Осмысление. Итог
Дидактическая задача: - провести рефлексию деятельности.
Сегодня мы с вами перелистнули ещё одну страницу из истории Великой Отечественной войны.
- Скажите, что самым интересным из истории войны было для вас сегодня?
-Что вас особенно взволновало, и тронуло?
- Дети я очень рада, что для вас оказалось интересной история военных писем….
- Скажите, смогли ли мы сегодня сложить треугольное письмо? (Смогли)
- Как вы думаете, а почему смогли? (т. к. умеем складывать по схеме)
Совсем скоро наступит долгожданный весенний день, - День Победы, 9 мая. А завтра в нашем детском саду тоже состоится праздник, посвящённый Дню Победы. К нам в гости придут ветераны войны и ветераны-труженики тыла. Сегодня вечером, мы с вами украсим свои треугольные конверты, сделаем их более яркими и нарядными, превратив их в настоящие праздничные сувениры.
Комментарии к сценарию:
Тема войны, несмотря на широкое освещение в средствах массовой информации, и проведение специально организованных мероприятий в ДОУ, довольно трудна для восприятия детьми дошкольного возраста. Мы решили раскрыть данную тему для детей, связав её с эмоционально значимыми для ребёнка событиями и фактами, с темой семьи. На включение в образовательную деятельность дети были замотивированы в ходе непринуждённой беседы с гостями и рассматривания экспонатов мини – музея.
В основу организации образовательной ситуации положена технология деятельностного метода «Ситуация». В ходе ее были созданы условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, т. е. была обозначена «детская цель» - порадовать ветеранов памятным сувениром в виде письма треугольника, изготовленного своими руками. В рамках выбранного сюжета была создана проблемная ситуация : «А вы сможете так же, как и солдаты сложить письмо - треугольник? Давайте попробуем…» В результате у детей возникло затруднение, которое они зафиксировали в речи: «Не смогли правильно сложить из бумаги треугольное письмо». На занятии были созданы условия для практического освоения способа изготовления новой поделки : проанализировать несколько предложенных схем и выбрать правильную, объяснив свой выбор. Таким образом, на этом этапе дети были вовлечены в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия способов изготовления новой поделки.
Включение нового знания в систему знаний ребенка было логичным (организованная совместная деятельность по изготовлению писем треугольников, т. е. закрепление ранее освоенного способа художественного конструирования). Дети с успехом применили новое знание при выполнении задания. В результате чего имела место ситуация успеха для каждого ребёнка. Проведение рефлексии образовательной деятельности (Почему смогли сконструировать треугольное письмо) позволило зафиксировать лично значимое для ребёнка достижение «Я могу! Я умею!»
Использованная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» //Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2015.
3. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» //Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -М. :Цветной мир, 2012.