Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по модульной аппликации (мозаика) со старшими дошкольниками «Мы строили, строили»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: «Мы строили, строили…»
Основные цели: познакомить с новым способом модульной аппликации (мозаикой, формировать умение создавать образы домов с помощью «кирпичиков» из бумаги разной фактуры (цветная, бархатная и фактурная бумага, ввести в словарь детей слова, обозначающие материал, который используется в работе (гофрированный, фактурный, объемный, развивать умение общаться с учетом ситуации, формировать умение самостоятельно исследовать различные виды бумаги для дальнейшего применения в работе.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по модульной аппликации (мозаика) со старшими дошкольниками „Мы строили, строили“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Аппликация мозаичная. Мозаика из бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Дидактические материалы: Цветная, бархатная бумага, гофрированный картон, калька, бумага с блестками, фольга, светло-серая бумага как основа композиции с чертежом дома, клей ПВА, клеевые кисточки, матерчатые и бумажные салфетки, клеенки, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими средствами, презентация на тему: «Дома бывают разные, дома бывают классные».
Оборудование: интерактивная доска
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с новым способом модульной аппликации (мозаика). Формирует умение создавать образы домов с помощью «кирпичиков» из бумаги разной фактуры (цветная, бархатная и фактурная бумага). Продолжает формировать умение планировать ход работы. Развивает умение общаться с учетом ситуации. Формирует умение самостоятельно исследовать различные виды бумаги для дальнейшего применения в работе. Развивает умение проявлять инициативность и самостоятельность в принятии решений
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию :
Дидактическая цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Игровое упражнение «Приветствие»
Дети располагаются по кругу.
Воспитатель: «Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки. Когда человек приходит в гости он всегда говорит: «Здравствуйте! А как еще можно поздороваться?»
Ответы детей. (Придумывают различные варианты как можно поздороваться).
2. Пальчиковая игра «Десять внучат».
Воспитатель: Предлагаю поиграть с пальчиками:
«У нашей бабушки десять внучат.
Две Акульки сопят в люльке,
две Аринки спят на перинке,
две Аленки глядят из пеленки,
два Ивана на лавках сидят,
два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна»
(Дети выполняют действия в соответствии с заданием с показом пальчиков рук)
3. Зарядка для язычка «Семья».
Воспитатель: Руки размяли, пора и язычку поработать, предлагаю провести зарядку для язычка:
Папа, мамочка и я – вместе дружная семья.
Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я. (широко улыбнуться, обнажив зубы).
Папа удивляется, мама удивляется, удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить, как при произнесении звука О)
Папочка ругается, мамочка ругается, извиняюсь я (сделать виноватое лицо, глаза опустить, закусить нижнюю губу)
4. Отгадывание загадки
Воспитатель: дети отгадайте загадку:
Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтет –
Белого искать пойдет.
(Ответы детей)
Вопрос: в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц?
5. Чтение отрывка из р. н. с. «Заюшкина избушка» :
Воспитатель: «…Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня избушка светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла…»
Вопросы.
- Почему избушка растаяла?
- Как же быть лисе дальше?
Рассматривание вариантов ответов детей.
-А сможете? Да я уверена, что у вас все получится.
2. Актуализация знаний и умений.
Дидактическая цель: актуализировать представления о домах, материалах. Развивать умение общаться с учетом ситуации.
Воспитатель: Вы предложили построить лисе свой дом. А какие бывают дома у людей? Какой материал используется при строительстве дома? Какие бывают дома у сказочных персонажей? (Ответы детей)
Просмотр ЭМП «Дома бывают разные, дома бывают классные» :
Воспитатель: Предложим лисе разные варианты домов. Она сама выберет свой будущий домик. (Анализ и синтез построек)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактическая цель: создать мотивационную ситуацию для формирования умения создавать образы домов с помощью «кирпичиков» из бумаги разной фактуры (цветная, бархатная и фактурная бумага).
Воспитатель: Мне лиса по секрету сообщила, что она хочет дом кирпичный, прочный, теплый, надежный.
- Как мы сможем изобразить кирпичную кладку с помощью бумаги?
Рассматривание вариантов ответов детей.
Воспитатель: Дом нужно делать из кирпичиков, отдельных кусочков бумаги. Но, к сожалению, у вас нет ножниц? Как без ножниц сделать кирпичики и помочь лисе построить дом? Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Как мы это сможем узнать? (Попытка найти способ решения проблемы. Принятия решения об обращении к взрослому человеку. Дети предлагают: попросить показать взрослого, посмотреть в энциклопедии)
Дети: Елена Александровна, научите нас, как без ножниц сделать кирпичики и помочь лисе построить дом.
4. Открытие «нового» знания (способа действия).
Дидактическая цель: познакомить с новым способом модульной аппликации (мозаикой).
Продолжать формировать умение планировать ход работы.
Воспитатель: Заяц решил помочь лисе. Он как архитектор сделал чертеж будущего дома и прислал их вам.
Словесная инструкция:
- Но для создания дома нам нужно выбрать материал, который будет отвечать всем требованиям заказчика: дом будет теплый, надежный, красивый, богатый, что бы каждый путник оглянулся на него. Для кирпичного дома требуется особый материал. Лиса заготовила бумагу, из которой она хотела бы построить свое жилище.
Обследование образцов бумаги (гофрированный картон, калька, бархатная бумага, цветная бумага)
- Какая бумага на ощупь? (гладкая, шершавая, холодная, теплая, скользкая, ребристая)
- Холодная, скользкая не подойдет для дома.
- Как выглядит бумага, если на нее смотреть через солнечный свет? (плотная, прозрачная, нагревается, не пропускает солнечный свет)
- Кирпичи для будущего дома должны быть твердыми, плотными, не пропускать солнечный свет.
- Какая бумага на внешний вид выглядит более надежной? (не рвется, не собирает мусор)
Самостоятельный подбор бумаги для индивидуальной работы.
- Для постройки дома следует заготовить «кирпичики».
Перед вами полоски гофрированной бумаги, чтобы получились «кирпичики», следует разорвать полоски на небольшие прямоугольники.
Не торопясь заготавливаем строительный материал. Кирпичи должны получиться одинаковыми, ровными.
- И так чертеж создан, материалы готовы, приступаем к строительству дома. Не забудьте строительство дома начинают с нанесения клея на небольшой участок дома, а «кирпичики» выкладывают последовательно, ряд за рядом, строго по чертежу.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности)
Дидактическая цель: организовать проведения аппликации, Развивать умение проявлять инициативность и самостоятельность в принятии решений.
Воспитатель: Предлагаю вам сделать кладку стен дома.
Самостоятельный выбор цвета материала.
Последовательное выполнение работы. Творческое выполнение модульной аппликации
Осуществляется контроль за формированием правильной осанки. Когда кладка будет готова, предложить украсить дом на свой вкус.
Выполнение аппликации.
Частичная помощь в правильном выполнении этапов работы, декорировании аппликации.
6. Осмысление.
Дидактическая цель: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель:
-Кому мы сегодня помогли?
-Что позволило нам помочь лисе?
-Для чего это может пригодиться вам в жизни?
- Посмотрите, какие дома у вас получились, целая улица.
( Ответы детей: мы научились без ножниц делать кирпичики и поэтому смогли построить дом для лисы).
Дети рассматривают дома, воспринимают стихотворение.
Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
Хороший дом,
Большущий дом,
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нем
Удобно и просторно…
-Дима, ты очень здорово придумал, как украсить дом.
- Мне было очень приятно видеть, как Полина и Гриша договорились сами, кто первым будет рисовать фломастерами».
- Вы замечательно выполнили трудное задание.