Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Как мы медвежонка будили»
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тема: «Как мы медвежонка будили»
- формировать понимание о причинно-следственных связях в природе,
- актуализировать знания детей о весенних приметах,
- расширять представления об изменениях в жизни диких животных весной,
- развивать познавательный интерес,
- развивать координацию речи с движением, логическое мышление,
- закрепить названия детёнышей диких животных,
- прививать бережное отношение к природе.
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Как мы медвежонка будили“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Дидактические материалы: - Картинки - медальоны с изображениями детенышей диких животных; схемы – приметы весны; разрезанные на части картинки с изображением : веточек различных деревьев с молодыми листочками и без них, муравья и его личинок, бабочки, гнезда птицы с яйцами, травы, 2-3 первоцветов, шишек, желудя, лесных орехов.
Оборудование: - Игрушка медвежонок;
- Макет весеннего леса (березы с грачами, травкой, первоцветами, ели, «берлога»);
- Магнитная доска.
Краткая аннотация к работе: Опираясь на личностные мотивы, воспитатель выступает в роли старшего друга, помощника в выполнении «детской» цели – разбудить медвежонка. Учитывается необходимость свободного перемещения детей в пространстве, в смене видов деятельности, организация предметно - пространственной среды. Основной акцент делается на организации детского «открытия» в процессе разнообразных видов деятельности детей, их включения в активную поисковую деятельность.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию
Воспитатель:
Сегодня прекрасный весенний день.
И чувствую, что у многих особенное настроение.
Сегодня я не просто ваша Наталья Сергеевна, а мудрая сова (педагог одевает медальон с изображением совы).
Приглашаю вас в свой лес!
Давайте превратимся в детёнышей лесных зверей, выбирайте, кто кем будет.
(дети надевают на себя медальоны, с изображением детенышей животных)
Воспитатель:
Вот вы, какие замечательные звери!
Дайте-ка рассмотрю вас лучше.
Назовите, кто из вас кто?
Дети (называют себя) :
Я - лисенок, я - бобрёнок, я - бельчонок,
Я - тигрёнок, я - барсучонок, я - ёжонок,
Я - хомячок, я - зайчонок, я - дикий поросенок, я - волчонок, я - оленёнок.
Воспитатель:
- Ой, ребята, а кого среди вас нет? (Медвежонка)
- А где же он? (спит)
- Почему он спит?
Видимо медвежонок не знает, что пришла весна и пора просыпаться.
Давайте пойдём и его разбудим.
- А чтобы нам было веселее идти - повторяйте за мной!
Физкультминутка
По тропинке лесной
Все шагайте вы за мной
Осторожно вы ступайте
Ноги выше поднимайте.
Руки кверху поднимаем,
А потом их раздвигаем
И к груди их прижимаем.
Вот свернулся ёж в клубок.
Потому что он продрог
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
А теперь все встанем вместе.
И попрыгаем на месте.
А когда устанут ножки
Зашагаем по дорожке.
Хватит прыгать и скакать
Надо дальше нам шагать.
Стоп. Пришли. Стоим на месте.
Воспитатель: Вот и берлога.
Давайте подумаем, как будем будить медвежонка?
- Нужно чтобы он не испугался.
Актуализация
Воспитатель:
Помните, мы на прогулках звали весну. Пели ей закличку, чтобы весна пробудилась поскорее. Так может и медвежонку споём веснянку. Он услышит нас и проснётся.
(поем веснянку)
Пришла весна красная,
Пришла весна ясная:
С солнышком, с ливнями,
С песнями дивными.
Грачи прилетели,
С крыши – капели.
Везет, везёт Весна,
Везет, везё т Красна:
Ясные денечки,
Частые дождички,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Теплые деньки!
Воспитатель:
Посмотрите, зашевелился.
Дайте-ка я ему помогу!
Медвежонок :
Р-р-р, зачем вы тут раскричались! (Весна пришла. Пора просыпаться.)
Медвежонок :
Что вы! Разве весна уже наступила!
У моей берлоги снег кругом.
Не хочу просыпаться!
Воспитатель:
Может медвежонок прав, весна еще не наступила?
Скажите, друзья, а вы как догадались, что пришла весна?
(на столе, перед магнитной доской лежат схемы разных примет вперемешку, дети называют приметы и прикрепляют их на доску)
Солнце светит ярче, чем зимой
День равен ночи
Капель
Бегут ручьи
Набухли почки
Растёт молодая травка
Появились первоцветы
Появились насекомые
Прилетели перелетные птицы
Воспитатель:
Молодцы, зверята, вот, сколько примет назвали!
Теперь видишь, медвежонок, вот они какие признаки, что весна пришла!
Медвежонок :
Подумаешь, птицы прилетели, ручьи, капель… всё равно это ещё не весна!
Воспитатель:
Подожди, медвежонок! Весной все вокруг оживает, приходит в движение. И все вокруг резвятся, играют. Давай-ка с нами поиграй!
Есть у нас игра, в которую мы часто играем - «Поиграем с мишкой».
Покажем медвежонку, как мы играем?
Игра «Поиграем с мишкой» (дети повторяют движения по тексту)
Мишка по лесу гулял
Всех ребяток он искал
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Стали детки тут плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, мишка, ты вставай
И за нами повторяй!
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд, и вниз,
Улыбайся и садись.
Воспитатель:
Давайте и мы присядем с медвежонком (садимся на ковер, по кругу, как стояли, медведь внутри круга).
Затруднение в ситуации
Медвежонок :
Ой, ребята, точно весна пришла.
Вовремя вы меня разбудили!
Бока- то мои промокли, да и что-то я так проголодался!
Воспитатель:
А что же ты любишь кушать?
Медвежонок :
Не знаю, пока спал,
только лапу сосал…
Воспитатель:
Что ты, медвежонок,
лапой сыт не будешь.
«Открытие» нового знания (способа действия)
Воспитатель:
Я, мудрая сова знаю, что у всех медведей, когда они спят в берлоге, на лапках растет новый слой кожицы. Молодая кожица чешется и мёрзнет. Поэтому ты медвежонок облизываешь лапу горячим языком, причмокивая при этом губами. Будто сосёшь её.
Медвежонок :
Что же я буду есть?
Воспитатель:
Проснувшись, медведи едят молодую травку, сочные веточки деревьев и лакомятся насекомыми - личинками муравьёв. И теперь, с приходом весны, тебе медвежонок, есть чем утолить свой голод.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Медвежонок :
Ура, весне!
Пойдемте, друзья, искать, чем бы подкрепиться!
Игра «Собери картинку» (детям предлагается собрать разрезанные на 3- 4 части картинки с изображением : веточек различных деревьев с молодыми листочками и без них, муравья и его личинок, бабочки, гнезда птицы с яйцами, травы, 2-3 первоцветов, шишек, желудя, лесных орехов. Затем, назвать медвежонку, что из этого он может принимать в пищу.)
Медвежонок : Спасибо, друзья за помощь!
До свиданья!
Воспитатель:
До свиданья, медвежонок!
Да и нам пора собираться в детский сад.
Осмысление
- Понравилась вам наша прогулка?
- А кому нам удалось помочь?
- Что вам еще понравилось?
- Вот сколько нам удалось, и поиграли, и медвежонка повидали,
да и еще смогли ему помочь, потому что вы внимательные и
наблюдательные.
- Спасибо вам большое за помощь и приятную прогулку!
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :
Образовательная ситуация проводится в рамках реализации ОО «Познавательное развитие» (раздел «Ознакомление с окружающим миром») образовательной программы «Мир открытий». Ситуация строится на использовании методики моделирования, которая основана на системе условных знаков Денисенковой Н. (соавтор программы «Развитие», под редакцией Булычевой А. И., что позволяет используя условные знаки расширить представлений детей о первых признаках весны, сезонных изменениях в природе, установление взаимосвязей в природе. Ситуация строится на основе доброжелательности, ориентации на интересы и потребности детей. Данная форма работы предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.
Интернет - ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-turisticheskoi-progulki-v-starshei-grupe-tema-turisticheskaja-kolcevaja-v-dou.html; https://vunderkindiki.ru/malishi/igry/igry1-3-4.html;
https://flatik.ru/topaj-topaj-mishka-hlopaj-hlopaj-mishka.