Иванова Марина
Образовательная деятельность «Жаворонки прилетают — весну красную закликают»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №39 «Василек» г. Новотроицка Оренбургской области»
Конспект образовательной деятельности
для детей средней группы
Тема: «Жаворонки прилетают -
весну красную закликают»
О. О. «Познавательное развитие»
Выполнила воспитатель
I квалифицированной категории
Иванова Марина Александровна
2017 г.
Публикация «Образовательная деятельность „Жаворонки прилетают — весну красную закликают“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Цель: Познакомить детей с фольклорным праздником «Сороки», пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
Задачи: Образовательные : Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа, с приметами о жаворонках. Расширять представления детей о жизни в старину. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками.
Развивающие: Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о перелетных птицах. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; память, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, переживания. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творческим традициям и обычаям народа. (умение выполнять правила игры).
Предварительная работа:
- чтение и заучивание закличек; - разучивание п/и «Жаворонок» (с колокольчиком); - совместное изготовление детей и родителей скворечников; - рассматривание картинок с изображением перелетных птиц; - прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
Доминирующая образовательная область : Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методы и приемы реализации содержания занятия. Методы активизации, мотивации, игра, обучающая ситуация, двигательная активность, словесный, наглядный, практическая работа под контролем педагога.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Планируемые результаты: Способен понимать смысл пословиц и поговорок. Владеет навыками доброжелательного общения. Может эмоционально - целостно воспринимать объекты родной природы.
Организация среды для проведения занятия. Группа нарядно украшена картинками с изображением перелетных птиц, «девушкой – весной», цветными лентами. Для приготовления «жаворонков» из теста приготовлены столы (с кусочками теста, дощечками на каждого ребенка, схемами лепки, салфетки, фартуки.
Вводная часть Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Коммуникативная игра «Доброе утро!» (с родителями).
Придумано кем – то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» (родители отвечают «Доброе утро!») Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро всем мы желаем И на занятие всех приглашаем!
Воспитатель загадывает загадку: Светает рано по утрам Проталины и тут и там, Ручей шумит, как водопад Скворцы к скворечникам летят. Звенят под крышами капели Медведь с еловой встал с постели Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает? (Весна) Дети садятся на стульчики. Проводится словесная игра «Что это?» - Что весной голубое? (Небо) - Что в небе легкое, пушистое, белое? (Облако) - Что весной бежит, журчит, поет? (Ручьи) - Что с крыши свисает, капает, тает? (Сосулька) - Что весной темнеет, тает, водой убегает? (Снег) - Что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
Весна, вроде бы, и близко, но настоящей весны еще нет. Может быть, нам поторопить ее? (ответы детей и родителей).
Сегодня мы собрались здесь, чтобы весну встречать, первых птиц в гости ждать. Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять. Со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и не уверенны ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться.
Мотивация деятельности детей. А вы хотите, чтобы весна пришла скорей?
И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога.)
Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать - закликать. Дети. Хороводы водить и жаворонков лепить.
II. Основная часть: Актуализация ранее приобретенных знаний.
Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. А вы рады весеннему солнышку? Давайте позовем солнышко. Пусть оно согреет нас своим теплом.
Дети читают закличку.
Солнышко, солнышко, Выгляни на бревнышко, Там детки сидят, На тебя глядят!
Сюрпризный момент – появление солнышка (игрушки) с конвертом (загадки о птицах). А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось. Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут. Воспитатель читает загадки о перелетных птицах, а дети находят картинку - ответ).
Загадки. 1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач). 2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце. Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка). 3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет. (Скворец). 4. Хотя и две ноги у птицы, удобней на одной стоится. Из речки лягушат, как капли, кто ловит клювом? (Цапля) 5. Плавать в речке ей не лень, нырять и крякать целый день: Ну, отдохни хотя б минутку! Кто без воды не может? (Утка) 6. Пёстрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка) 7. Хохолок, как веер дивный, чёрно-белый хвост и крылья. Клюв изогнут, тонкий, длинный Жёлто-рыжая спина грудь такая же видна. Да, красавец ещё тот! Эту птицу звать … (Удод) 8. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок) Динамическая пауза. Проводится п/и (с колокольчиком) «Жаворонок».
Добывание (сообщение и приятие) нового знания. В русском народе говорят, что птицы приносят весну на своих крыльях и существовала вера, что 22 марта из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик его называли. Больше всего ждали маленького жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу просыпаться от зимнего сна. Разных птиц я люблю, разных птиц приголублю, но дороже всех одна пташка малая. Это жаворонок. Эта птичка - предвестник весны. Жаворонки могут подниматься высоко в небо. (Показывается презентация «Жаворонок»)
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли птичек «жаворонков» и рассаживали на крышах, проталинах, относили родным и близким, чтобы свет и тепло пришли к ним. Ребята, а вы хотите, чтобы теплая солнечная весна скорее пришла в наш город? Хотите жаворонков закликать и весну встречать? Ведь у нас для этого все есть: заклички мы знаем, давайте и мы испечем своих жаворонков.
- Детям показывается, как можно сделать из теста птичку. (Родители) - Показ способов украшения. (Родители)
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. (Дети надевают фартуки и подходят к столам) На столах лежат в блюдцах: комочки теста, мука, изюм. (Педагог и родители помогают, если возникают затруднения.)
III. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей. Анализируется: - что нового мы с вами узнали? - что мы хотели?
- чего достигли? (В конце занятия все птички укладываются на лист и выпекаются на кухне поварами) Совместно с родителями проводится русская народная игра «Ручеёк» (пока пекутся жаворонки). В заключении дети и родители с печеными жаворонками подходят к окну и читают заклички (выученные заранее).
Жаворонки, жаворонки, Летите из-за моря, Несите кус здоровья. Мы вам – посошочек, А вы нам – денег мешочек!
Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам Весну красную да красно летеце.
Чувиль-виль-виль, жаворонушки! Прилетите к нам, принесите нам Лето тёплое, весну красную. Нам зима надоела весь хлеб переела.
Жаворонки, прилетите к нам, Тепло летечко принесите нам, Зима надоела, весь хлеб поела!