Кулешова Ирина
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности на тему «Монеты, купюры, пластиковые карты»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности на тему «Монеты, купюры, пластиковые карты»
старший дошкольный возраст
Цель: Формирование представлений детей о понятиях «монета», «купюра»,
«пластиковая карта».
Задачи:
Раскрыть сущность понятия «монета», «купюра», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги.
Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы, самостоятельно находить источник;
Публикация «Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности на тему „Монеты, купюры, пластиковые карты“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Формировать коммуникативно-экономическую грамотность;
Развивать экономическое мышление;
Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.
Оборудование:
мяч,
несколько копилок разных по форме, из разных материалов;
кошельки разные по форме и цвету;
копилка с набором разных монет и купюр;
пластиковые карты;
круглые и прямоугольные заготовки из бумаги (карандаши).
Предварительная работа:
следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой, беседа «Откуда пришли деньги? Путешествие в прошлое».
Ход НОД:
Вводная часть Организационный момент
Ребята! Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,
Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе,
На столе стоят копилки из разных материалов и разных размеров, накрытые тканевой салфеткой.
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. А чтобы узнать, что под салфеткой, отгадайте загадку:
Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы,
Зверушка требуется мне, Та, что с дыркой на спине.
Что это такое? (Копилка.)
Основная часть
Воспитатель демонстрирует копилки, рассматривая с детьми.
На что похожа копилка? А эта? Из чего сделана (Глина, металл, стекло, пластмасс/). Для чего же нужны копилки? (Копить деньги.)
Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Расскажите мне, зачем нужны деньги? Я начну предложение, а вы продолжите: «Деньги нам нужны для того, чтобы…»
Возможные ответы детей:
• покупать продукты; одежду; оплачивать бытовые услуги;
• оплачивать развлечения (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
• оплачивать проезд на транспорте; покупать подарки;
• оказать помощь нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а копилка у нас не простая, с сюрпризом. Чтобы было всем всё видно, давайте сядем за столы. Смотрите.
Это что такое? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, монеты. Какая монета? (Круглая, металлическая) Возьмите по несколько монет, потрясите в руках. Что слышите? (Звенит.)
Посмотрите на монеты. Они одинаковые? Чем отличаются? Да, монеты разные, разного достоинства. (например 1, 2 рублей).
У нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Что это? Ответы детей
Воспитатель: Тоже деньги. Как можно назвать эти деньги? (Банкноты, купюры.)
А какие они? (Бумажные, прямоугольные.) Они одинаковые или разные? Что можно сказать о купюрах (Тоже разного достоинства.)
Посмотрите, что изображено на купюрах.
На каждой купюре нарисован герб России - двуглавый орел. А также цифры, обозначающие достоинство купюры. На всех банкнотах изображены достопримечательности российских городов.
Подробнее о достопримечательностях мы поговорим в другой день.
Возьмите по одной купюре и проведите по ней пальцами, оно шуршит.
А теперь положите на одну руку монету, на другую – купюру. Скажите, что легче? Как вы думаете, почему? Какой вывод сделаем?
Да монеты тяжелее бумажной купюры, т. к. сделаны из металла. Вместо бумажных денег возьмём бумажный листочек и потянем его за края. Что происходит? Ответы детей (Легко рвётся.)
Воспитатель: А монета порвётся? Попробуйте порвать, поломать. У кого получилось? Как вы думаете, почему? Ответы детей (Сделана из металла.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Ответы детей (Металлические деньги прочные, но тяжёлые. Бумажные деньги лёгкие, но не прочные.)
С бумажными купюрами нужно обращаться аккуратно, потому что они могут порваться, и будут непригодны к использованию.
Теперь выходите из-за столов.
Предлагаю поиграть в игру «Дополни». Я буду бросать вам по очереди мяч и называть признак монеты, а вы назовите противоположный признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра …Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра …Монета металлическая, а купюра…
Монета прочная, а купюра не прочная, она рвется.
Присаживайтесь.
Ребята, а в чём ваши мамы и папы носят деньги? Ответы детей (В кошельке.) У меня тоже есть кошелёк и не один. Хотите, покажу?
Какого цвета бывают кошельки? Из чего сделаны?
Как вы думаете, для чего в кошельках есть прорези? Ответы детей
Купюры туда можно положить? Удобно их туда укладывать? Ответы детей (Неудобно.) А монеты входят? (Много не положишь, вытаскивать сложно.)
Ребята, бумажные купюры и металлические монеты есть у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Попробуем вложить карту в прорезь. Как вы думаете, удобно карту хранить здесь? Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них Ответы детей (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, купюры) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (Можно забыть пароль.)
Мы с вами сегодня работали с деньгами, а они грязные, потому что, деньги находятся у каждого в руках, поэтому, я предлагаю протереть руки салфетками.
Физминутка
А теперь предлагаю отправиться за покупками.
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать!
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфли купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Ребята, в начале нашей беседы о копилках, мы сказали, что деньги можно копить, а как вы думаете, как можно копить деньги?
(Складывать в копилку, открывать счета в банке, не покупать то, что не надо, покупать, необходимое, экономить.)
Продуктивная деятельность детей
Ребята, у нас в группе есть магазин. Давайте нарисуем деньги – монеты и банкноты – с которыми потом мы будем играть. Согласны? (на столах лежат карандаши и по одной прямоугольной и одной круглой заготовке.)
Но сначала разомнем наши пальчики.
«Будем денежки считать» пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей. Напоминаю, спину держим прямо, сидя за столом, ноги вместе.
Молодцы, ребята! У вас получились замечательные монеты и купюры. Предлагаю поместить их в кассу магазина.
Рефлексия – ответы на вопросы.
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили? (о деньгах)
- Какие бывают деньги? (монеты и купюры)
- Чем отличается монета от банкноты? (Монета металлическая, а купюра бумажная; монета круглая, а купюра прямоугольная и т. д.)
- Как, одним словом можно назвать монеты и купюры?
- Наличные деньги.
-А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Молодцы!