Рима Рахимова
Организованная образовательная деятельность «Башкирские чеканщики» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе
Согласованно: Утверждаю:
Старший воспитатель Заведующий
А. С Гайфуллина Ямалова Р. М
«» 2018 «» 2018
Организованная образовательной деятельность в подготовительной группе
«Башкирские чеканщики»
(Открытое занятие)
Подготовила и провела воспитатель
первой категории:
Рахимова Рима Бикмухаметовна.
Учалы 2018 год.
Публикация «Организованная образовательная деятельность „Башкирские чеканщики“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Цель: Познакомить детей с народным промыслом башкир «чеканка».
Задачи: Продолжать знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир - чеканкой, его предназначением в быту. Познакомить детей с характерными особенностями чеканки. Активизировать употребление в речи название материала; совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительному. Закрепить навык составлять рассказ по мнемосхеме. Заинтересовать детей технологическим процессом. Вызывать чувство радости и удивления. Воспитывать интерес к традиционным ремеслам бащкир.
Оборудования: Инструменты для чеканки, платочек, мнемосхема, мольберт, указка,подкладные листы, картон, фольга, кисточки или палочки для суши, трафарет, мяч, ТСО, экран, проектор.
Словарная работа: Обогащение словаря : сулпы, кмешсе, бляха, накосник, чеканка, чеканы,чеканить.
Активизация словаря; Серебряный, золотой, медный.
Методы и приемы; Беседа, опосредованное ознакомление с ремеслом чекащика, просмотр слайдов, дидактические игры, интаноционное выделение слова, проговаривание слов,словосочетаний.
Предварительная работа; Беседа с детьми о металле, его свойствах,об истории появления металла в быту башкир, б истории возникновения кузнечного и чеканного ремесла. Экскурсия в Учалинский историко –краеведческий музей, в городскую художествнную колу искусств. Рисование предметов одежды и быта башкир. Чтение башкирских народных сказок «Падчерица Гульбика», «Ленивая девочка», «Алп – батыр». Прослушивание башкирских народных песен «Урал» ,»Гилмияза», «Сынрау торна». Ознакомление со значением пословиц «Дерево красно плодами – а человек делами», «Не вспотеет лоб – не закипит котел».
Ход занятия:
Воспитатель : Дорогие ребята!
Гости к нам пришли сегодня,
К ним сейчас мы повернемся,
И все вместе улыбнемся,
И скажем друг другу,
Здравствуйте, аумыыы!
А сейчас послушайте отрывок из стихотворения нашего башкирского поэта Геннадия Молодцова и подумайте о каком крае говорится в стихотворение?
Здесь прекрасна; и земля и небо,
Моя любовь,мой соловьиный край,
Мне жаль того,кто не разу не был
Мне жаль того,кому не пел курай!
Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете о чем оно?
Дети : О Башкортостане!
Воспитатель: Правильно, а как называется наша республика? (Башкортостан)
-Как называется столица нашей республики? (Уфа)
Слайд № 1 - Карта республики.
Воспитатель: Кто покажет на карте, где находится наша республика? И где находится столица нашей республики? (Георгий, Валерия, Аиша)
Воспитатель : Наша республика многонациональна,80 национальностей живут в Башкортостане,
Слайд № 2 – Народы республики.
Воспитатель: Народы каких национальностей проживают в нашей республике?
Дети : Русские, азербайджанцы, башкиры, татары,узбеки, чуваши, мордва.
Воспитатель: Афарин,балалар! Молодцы ребята!
У каждого народа свои обряды, обычаи, национальные костюмы. И сегодня мы с вами поговорим о культуре башкирского народа и о том,какие украшения носили башкирские девушки,женщины.
Слайд № 3 –Национальная одежда.
Воспитатель: Недавно мы ходили с вами на экскурсию в наш городской историко- краеведческий музей и видели различную одежду. Что вы можете рассказать о ней?
Дети: У башкирского народа была повседневная одежда и одежда для праздника. Раньше, когда девушки, женщины готовили еду, пряли и наматывали пряжу,вязали, одевали повседневную одежду.
Воспитатель: Верно занимались хозяйством. А когда надевали праздничную одежду?
Дети : Ее надевали по различным праздникам ; на сабантуй, на свадьбу, ураза байрам.
Воспитатель : Из чего сшили одежду?
Дети: Одежду сшили из домотканных и покупных тканей.
Воспитатель: Чем еще дополняли женский костюм?
Дети : Разными украшениями ; нагрудниками, браслетами, серьгами, пряжками.
Звучит музыка «Бурзяночка» и в группе появляется девушка в башкирском костюме.
Девушка -Здравствуйте ребята? аумыыы балалар? Я узнала,что у вас сегодня праздник и к вам гости прили, я тоже решила прийти к вам в гости,можно?Я пришла не с пустыми руками, у меня есть гостинцы для вас! Это бауырсак –башкирская национальная еда,после занятия чай попьете!
Воспитатель: Здравствуй, красавица наша,аумы ылыуай! Какая ты нарядная,в башкирской нарядной,национальной одежде.
-Ребята,давайте мы рассмотрим ее одежду,какую она одела, повседневную или праздничную?
-Праздничную, а какими украшениями она украсила свою одежлу?На голове у нее что надета?А на ногах? Накосники есть у нее?
Ну спасибо тебе наша красавица Алия, а теперь посидите с нами и послушайте,что наши дети знают о своем родном крае!
Слайд № 4 –Украшения.
Воспитатель: Башкирские женские украшения очень разнообразны. По украшениям можно было определить к какому сословию пренадлежит семья. Мужчина,покупая что – либо,мог отрезать манету от украшения жены и таким образом расплатиться за покупку. Украшения в семье передавались по наследству,постепенно пополняясь новыми. Я предлагаю рассмотреть вам украшение накосник- “сулпы”.
-Кто может рассказать про накосник,ребята?
Дети : Накосники украшали и одновременно закрывали косы девушек. Женщины украшали косы косоплетками,накосниками.
Воспитатель:Молодцы,афарин балалар!
Слайд № 5 – Накосники.
Воспитатель: Что еще можно сказать о накосниках?
Дети: В этих украшениях много манет, есть большая железная пластина. Они все скреплены между собой.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Железные, металлические, красивые, звонкие, богатые.
Воспитатель: Как будет называться украшение из серебра,золота,меди?
Дети: Серебряное, золотое, медное.
Воспитатель; Правильно,и когда девушка или женщина шла, то слышался тихий звон монет. Считалось,что это оберегает ее от злых духов.
-Чем украшена пластина?
Дети: Растительным и геометрическим орнаментом,напоминают бараньи рога.
Воспитатель: Афарин,молодцы ребята!
-А сейчас наша Сафия станцует нам башкирский народный танец “Озон сс».
Дети обратите внимание на накосники на волосах у Сафии. И как они будут звенеть,когда она будет танцевать.
Слайд № 6 –включается музыка к танцу «Озон сэс»
Танец Сафии «Озон сэс».
Воспитатель: Афарин Сафия, молодец! Похлопаем ей!
-А теперь скажите мне,какие башкирские праздники вы знаете?
Дети: Сабантуй, Ураза байрам, воронья каша- карга буткаы.
Воспитатель: Молодцы,афарин балалар! На праздниках люди играли на различных музыкальных инструментах,какие народные музыкальные инструменты вы знаете? (Мандалина, курай,кубыз)
Воспитатель:Вот сейчас я поиграю вам на башкирском инструменте“ Кубыз”
-А сейчас я вам предлагаю отохнуть и поигарать в башкирскую народную игру “ Спрячь платочек” ,”Яшерэм яулыгымды”ю
Дети сидят по кругу закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках, Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова.
Прячу,прячу я платочек
Под зеленою сосной
Незаметно положу
Я кому то за спиной.
Йшерм,йшерм яулыымды
Йшел айын атына
иермйс алып китм
Бер иптшем артына.
За тем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. с окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот у кого платочек быстро встает и догоняет водящего. Если догонит то садится на свое место,если нат,то водящий занимает место играющего,а ребенокстановится водящим.
Правила; Бегать через круг нельзя,оборачиваться только после окончания текста.
Слайд № 7 –Слышится звон молоточков.
Воспитатель: Ребята,к ак вы думаете,что это за звон такой?
Дети: Это звон молоточков.
Воспитатель: Это чеканщики изготавливают украшения,в народе их называют «кмшсе», что означает,мастер по работе с серебром,но иногда они работали и с золотом,и с медью. Что можно сказать о ремесле чеканщика?
Дети: Это тоже художники, только работают с металлом.
Воспитатель: Верно,кроме молоточков чеканщики работают с различными чеканами.
Слайд № 8 – Чеканы
Воспитатель: Чеканы –это инструменты для чеканки, металлические стержни с различными наконечниками. Что можно о них сказать?
Дети: У некоторых кончик закруглен. Есть и с квадратным концом, есть просто как иголка –острый.
Воспитатель: Если линии в виде точек,значит,какими должны быть движения у чеканщика?
Дети: Точечные, точные, несильные, осторожные.
Воспитатель: Правильно. ему не надо бить из всех сил,т. к. работа должна быть красивой. Я предлагаю вам тоже немного побыть чеканщиком и попробовать украсить пластинку – бляху и пройти в нашу мастерскую. Мы с вами будем чеканить по фольге,потому что фольга – это тоже металл, только очень тонкий.
Воспитатель: Давайте посмотрим мнемотаблицу, и вспомним порядок работы:
1. Берем бумагу, ложем под картон.
2. Потом берем фольгу, кладем на картон и сгибаем углы.
3. Дальше берем трафарет, переводим его на фольгу, он должен четко отпечатываться на фольге.
4. Теперь можно приступить теснению или чеканки рисунка.
Обратите внимание на значок «Палец прижатый к губам». Как вы думаете,что означает этот значок? Как нужно обводить трафарет?
Дети: Тихонько, осторожно.
Воспитатель: Как должны быть расположены точки?
Дети: Точечными.
Воспитатель: Как нужно располагать точки по линии?
Дети: Точки надо располагать близко друг другу.
Воспитатель: Молодцы, давайте приступим к работе!
-Но сначала нам надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кузнец»
Кисти рук лежат на столе ладонями вниз, пальцы приподняты, слегка согнуты. Постукивать поочередно правой,левой руками, всеми пальцами. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.
«Кузнец»
Идет кузнец из кузницы
Несет кузнец два молота-
Тук, тук, тук, тук.
Да ударил разом вдруг.
Слайд № 9 –Играет башкирская мелодия «Курай»
Дети выполняют работы, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В конце все работы располагаются на подставках. Дети рассматривают работы других детей.
Воспитатель : Ребята,какие у вас получились работы?
Дети: Красивые, непохожие друг на друга, разные.
Воспитатель: Замечательные получились работы, Ребята, какой праздник приближается? Да, день матери! Правильно, 26 ноября – день матери!Вот мы подарим нашим мамам наши чеканки, они будут очень рады!
Анализ занятия (Презентация по занятию)