Венера Жангушукова
Оборудование уголка дежурства
«Оборудование уголка дежурства»
Плакат, стенд с кармашками. Кармашки заполняет воспитатель картинками детей: картинка с именем – в старших группах. У малышей – это фото ребенка или знак, который повторяется на шкафчике, полотенце, кроватке.
Форма: для накрывания столов – фартук, головной убор.
Для хозяйственно-бытового труда – клеенчатые фартуки.
Для уборки со столов: совки, щетки-смётки.
Для уборки пола: совок, щетка для подметания.
Публикация «Оборудование уголка дежурства» размещена в разделах
Схема накрывания – иллюстрация со средней группы (вторая половина года).
Сервировка стола:
- на чистый стол стелятся индивидуальные салфетки (согласно карте рассаживания детей);
- бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице;
- хлебница ставится в центре стола ( нужно обязательно учитывать размер стола: если стол большой, можно поставить несколько хлебниц, чтобы всем детям было удобно его взять (хлеб нарезается пополам, а не ломается);
- справа от тарелки кладут столовые приборы: ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз; если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши). То, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет. При этом вилку держат в правой руке, а левой придерживают тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные под краем);
- бокал (или чашка с блюдцем) ставится за тарелкой с правой стороны, ручка повёрнута в правую сторону. Если компот с ягодами, чайные ложечки можно подать на отдельной тарелочке. Если в группе чашки с блюдцами, то чайную ложечку кладут на блюдце, ручкой вправо);
- салат, овощную нарезку в отдельной тарелочке.
Пользование столовыми приборами.
В первые дни, когда ребёнок только пришел в детский сад, можно позволить держать ложку и вилку, как им удобно. В последствии, дети учатся правильно пользоваться столовыми приборами. Нужно показать, как правильно держать ложку и вилку: ложку держат между тремя пальцами (лежит на среднем пальце, сверху придерживается большим и указательным, едят с боковой ее части; вилку удобнее держать между средним и большим пальцами, придерживая сверху указательным; если вилкой берут гарнир, она повернута вогнутой частью вверх и ею действуют как ложкой. Во время еды они должны слегка наклоняться над тарелкой. Осторожно наклонять тарелку от себя. А лучше не стоит усердствовать, чтобы выловить все остатки супа, цокая ложкой. Нельзя допивать остатки супа.
Поведение за столом.
Дети садятся постепенно (по мере того как помыли руки) только за полностью сервированный стол. Мальчики должны пропустить девочек. Воспитатель обязательно называет предложенное блюдо или спрашивает об этом самих детей, хвалит пищу, объясняет его пользу и значение для здоровья, ненавязчиво побуждает детей кушать. Обязательно желает в начале приема пищи приятного аппетита.
За стол не садятся с игрушки. Столовая – только для еды.
Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнутся в дальнейшем.
Ребенка нужно учить сразу, держать ложку правильно! (Ни в коем случае не в кулаке! Переучивать будет сложно).
Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо)
Еду нужно класть в рот по чуть- чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками
«Тянуть» суп с ложки нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).
Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем.
Самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаем шею «зигзагом», чтобы рот «попал» на ложку. Рука к столу не приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его за локоть! (помогая ребенку справится на первых этапах.
Во время пережевывания пищи ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Можешь ударить соседа, расплескать суп.
Если левая рука не занята хлебом, то она должна лежать на столе, а не под столом.
Спина должна быть прямая, (не стоит ее выгибать в виде вопросительного знака и упираться в стол, потому что вскоре будет болеть желудок или живот.
Чашку нужно поднимать ко рту, а не наклоняться к ней, когда она стоит на столе.
Пить надо тихо, так чтобы тебя никто не слышал. Когда сделаешь очередной глоток, чашку лучше поставь на стол. Держать ее в руке не надо
Вставая из-за стола, обязательно нужно поблагодарить (сказать «спасибо»)
Выходить из-за стола в туалет, пользоваться носовым платком следует, по возможности, перед едой или после еды.
Когда детей приглашают к столу, можно дать общие указания (выпрямили спинку, убрать локти со стола).
В процессе еды, в случае необходимости сделать указания кому-либо из детей, воспитатель подходит к ребёнку, не привлекая внимание остальных, напоминает или показывает нужные действия. Все замечания должны быть конкретными. Для ребёнка ещё мало понятно: «Ешь опрятно, ешь аккуратно». Ему легче сделать правильно, услышав: «Не набирай в ложку много каши».
Воспитатели должны не только познакомить детей с правилами поведения за столом, научить правильно пользоваться столовыми приборами, но и осуществлять постоянный контроль. Без постоянного контроля навыки могут быть утрачены.