Чухнина Галина
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст –важный период в жизни и развитии ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит успешность его дальнейшего обучения.
В этом возрасте ребенок должен накопить словарь, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать учебную и художественную литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важнейших задач развития речи.
Темочки:
Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики).
Цель их— сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не спешите сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, быстро потеряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, объяснить ее ребенку.
Первый раз на протяжении 10—15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо прочитать сказку ребенку, провести беседу, попросить рассказать содержание картинок к сказке.
Формирование словаря происходит постепенно. Сначала малыш накапливает пассивный словарь, т. е. он начинает понимать отдельные слова и обращенную к нему речь, простые инструкции, и только потом ребенок учится использовать слова в своей речи в соответствии с ситуацией.
Для того, чтобы ребенок мог накопить лексический запас, необходимо с младенчества все время бодрствования крохи разговаривать с ним. Проговаривая свои действия, показывая и называя предметы или явления (ветерок дует, солнышко светит, греет и т. п.).
По мере взросления для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать упражнения, которые я приведу ниже и подобные им. Усаживать ребенка для проведения этих упражнений не стоит, ненавязчиво применяйте их в любой игре, прогулке на улице, в лесу, совместно выполняя домашние дела. Помните, что для дошкольника игра – главная часть и ведущая деятельность в этот период детства!
Упражнения с существительными
Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»). Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»). Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.) Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует,
Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться, Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться, Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т. п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
Родитель. О чём можно сказать, используя слова : круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо); красная (косынка, красное (знамя, красный (флаг); узкое (место, узкая (лента? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее). Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий). Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно). Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно). Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнение на подбор родственных слов
Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки, солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная? Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика). На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку). На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например: Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?
- Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…
- Попробуй нарисовать это состояние погоды.
- Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
- отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т. п.)
Важно использовать каждую минуту общения с ребё нком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Читая детям книжки, поясняйте слова, особенно незнакомые, показывайте предметы на картинках, обсуждайте смысл прочитанного и действия героев. Тем самым происходит не только обогащение словарного запаса ребенка, но и воспитание, привитие нравственных ориентиров, научение отличать хорошее от плохого.