Людмила Иванова
Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Организация исследовательской деятельности дошкольников»
Идея опыта: «Развитие познавательной активности
воспитанников через проектно – исследовательскую деятельность»
1. Сведения об авторе:
Иванова Людмила Дмитриевна.
Образование: средне-специальное
Публикация «Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Окончила: Читинское педагогическое училище в 1987 г. по специальности - воспитатель.
Место работы: МДОУ д/с комбинированного вида №5 «Брусничка»
Должность: Воспитатель
Педагогический стаж 26 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 26 лет
1 квалификационная категория.
Почётная грамота Министерства образования РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей. 21 июня 2012г.
«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
слова восточного мудреца
2. Условия формирования опыта.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
• Работа, на протяжении многих лет в экологическом направлении, написание проекта «Огород на окне» и т. д.
• Изучение методической литературы.
3. Актуальность и перспективность опыта
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у дошкольников эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Следует отметить, что в возрасте 5 лет детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Опираясь на труды отечественных педагогов Г. М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, мы пришли выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения.
Установочные цели:
1. Знакомство детей с разнообразием семян овощных культур;
2. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе;
3. Выявление благоприятных условий для создания оптимальной среды прорастания овощных культур;
4. Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
1. Поддержание и стимулирование активного интереса детей к окружающей природе, через ознакомление с новыми видами овощных культур, удовлетворение детской любознательности.
2. Обеспечение познавательной активности детей посредством использования методов наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.
3. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развитие интереса и активности дошкольников, обогащение опыта исследовательских действий.
4. Стимулирование и поощрение добрых поступков детей, радостного переживания от положительного поступка по отношению к объектам живой природы.
4. Теоретическая база опыта.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. Дошкольник познавая мир, делает множество открытий. И педагогу необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.
В 2012-2013 учебном году:
На подготовительном этапе
С помощью родителей собрали коллекцию семян.
Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить».
Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.
Изготовили героев сказки «ПЫХ».
Исследовательский этап
Дети под руководством воспитателей посадили семена томата, салата, лука, огурца, свёклы, редиски, базилика, петрушки.
Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- проращивание семян петрушки через ткань;
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.
Заключительный этап
С детьми оформили огород на окне
Обогатили знания детей о труде деревенских жителей.
Собрали урожай лука, салата, огурцов, петрушки, укропа, редиски. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности :
Двигательной;
Игровой;
Трудовой;
Коммуникативной;
Чтением (восприятие, слушание) произведений художественной литературы;
Продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
Музыкально – художественной.
5. Адресность опыта.
Данный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений любых возрастных групп.
6. Трудоёмкость опыта.
Материальные затруднения при приобретении оборудования.
7. Результативность опыта.
Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, помогают ухаживать за растениями дома.
Педагоги группы создали проекты : «Комнатные растения», «Огород на окне» представляли на районной конференции «Юный исследователь».
Литература:
1. Русские народные сказки
2. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О. А. Воронкевич.
3. Методическое пособие для педагогов ДОУ Санкт-Петербург, «Детство-пресс»,2001
4. Детство Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
5. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
6. Дошкольник и рукотворный мир. Пед. технология. / М. В. Крулехт. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
7. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. Т. М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007