Наталья Дробинина
Обобщение педагогического опыта «Физкультура и спорт — альтернатива пагубным привычкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Современные физкультурно-оздоровительные технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Физкультура и спорт — альтернатива пагубным привычкам“» размещена в разделах
Все это направленно на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
В своей работе с дошкольниками мы используем следующие физкультурно-оздоровительные технологии : упражнения на степах, фитболах, различные виды гимнастик (дыхательная, зрительная, пальчиковая, психогимнастика, релаксация, игровой стретчинг, упражнения на развитие гибкости, правильной осанки, цветотерапия, закаливание, плавание, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий осуществляется в нашем ДОУ воспитателями и инструктором по физической культуре. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Исходным звеном работы с детьми по физкультурно-оздоровительным технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями. Поэтому в нашем детском саду были разработаны карты мониторинга по физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Данный мониторинг позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности в детском саду была разработана модель двигательного режима для детей с применением физкультурно-оздоровительных технологий, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика
- индивидуальная работа
- физминутки
- подвижные и спортивные игры
- оздоровительный бег
- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»
- спортивные досуги и праздники
- музыкальные и физкультурные занятия.
-дыхательные упражнения.
-коррегирующая гимнастика.
-плавание
-релаксация.
-гимнастика дл глаз.
-пальчиковая гимнастика.
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, тематические, занятия на открытом воздухе, аэробика. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц, «Дни здоровья» (ежеквартально).
Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Родители являются главными помощниками в воспитательно-образовательном процессе. Они также принимают участие в оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован музыкально-спортивный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты, для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, балансиры, дуги для «подлезания», составные цветные модули.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы спортивные центры, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения спортивных центров. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка для игры в футбол, волейбол, беговая дорожка с разметкой, змейка, спортивно-игровое оборудование.
Также любимым местом у детей является плавательный бассейн, который имеется в нашем детском саду. Плавание, как технология позволяет решать важные задачи в физическом развитии детей. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие и положительный фактор для снятия психо-эмоционального состояния у ребенка. Бассейн оборудован всем необходимым.
Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада и применяемые технологии, способствуют обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Применение в работе ДОУ физкультурно-оздоровительных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.
Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.