мария опарина
Обобщение педагогического опыта «Совместная деятельность детей и взрослых как способ поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Обобщение педагогического опыта 2018 – 2019 уч. год
Тема «Совместная деятельность детей и взрослых как способ поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУ»
Воспитатель: М. В. Опарина
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Новизна опыта
4. Ведущая педагогическая идея
5. Теоретическая база опыта
6. Технология опыта
7. Результативность
8. Заключение
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Совместная деятельность детей и взрослых как способ поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
9. Источники
Введение
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля.
Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т. д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребёнок должен стать частью социума.
Одним из принципов Федерального государственного стандарта дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Важно помнить, что когда речь идет об индивидуализации, необходимо создавать условия для приобщения ребенка к социальному миру, его обучения конструктивным способам общения с взрослыми и сверстниками.
Современный подход к образованию дошкольников требует от воспитателя такой организации деятельности, при которой соблюдается принцип интеграции в решении задач образовательных областей. Развитие и обучение связано непосредственно с опытом ребенка, актуализацией его знаний, представлений, используются формы совместной деятельности в образовательном процессе, например, в ходе режимных моментов, на утреннем сборе.
Актуальность
В ФГОС ДО, в законе «Об образовании» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере (В. Г. Маралов).
Современный подход к образованию дошкольников требует от воспитателя такой организации деятельности, при которой соблюдается принцип интеграции в решении задач образовательных областей. Развитие и обучение связано непосредственно с опытом ребенка, актуализацией его знаний, представлений, используются формы совместной деятельности в образовательном процессе, в ходе режимных моментов, на утреннем сборе.
Групповой сбор это время, когда дети собираются вместе, занимаются общим делом, приветствуют друг друга и взрослых, рассказывают новости, события, узнают что-то новое, работают с календарем, делают выбор деятельности в центрах активности. Когда дети трёх-четырех лет приходят впервые в группу, им необходимо познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям. Они могут сосредоточивать свое внимание около десяти-пятнадцати минут. В это время, главной задачей педагога, на утреннем сборе, является установление комфортного социально-психологического климата, где дети и взрослые могут пообщаться, имеют возможность высказаться и выслушать друг друга, рассказать и узнать что-то новое.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в усовершенствовании формирования готовности к общению и взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками в процессе внедрения на практике во время утреннего сбора в группе через такую форму организации совестной деятельности – как «Коврик с кармашками». В зависимости от потребностей детей и задач педагога может называться по-разному: «Круг с чудесными кармашками», «Чудесный», «Рассудительный», «Волшебный», «Сказочный круг с кармашками».
Адресная направленность опыта : рекомендовано использовать этот опыт всем коллегам, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами развития личности ребенка.
Область применения моего опыта : (в группах для детей от 3 до 4 лет).
Возможно для среднего и старшего возраста детей. Это зависит от степени сложности заданий и вопросов по возрасту детей в процессе взаимодействия.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для формы организации совместной деятельности в образовательном процессе, в ходе режимных моментов, на утреннем сборе используя «Коврик с кармашками».
Созданная модель коврика представляет собой круг размером 2,5*2,5, выполненный из ткани. Цвет ткани подбирается в зависимости от времени года, темы недели. Рабочий круг может быть белого или серого цвета. На круг пришиты прозрачные кармашки по количеству детей. Можно сделать кармашков больше для того, чтобы ребенок имел возможность выбора нового места на сборе, смены места в связи с выбором партнера по игре, деятельности. Дети самостоятельно могут использовать коврик с кармашками в своих играх и изобретать свои варианты использования коврика. Коврик с кармашками легко можно разместить в любом удобном месте группы взрослому и детям. В кармашки можно положить различные материалы.
Коврик с кармашками стал одной из форм работы по мотивации детей к поиску нового, удовлетворения их любознательности и потребности в том, чтобы задать вопросы друг другу и затем вместе с взрослым или самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы в среде, ориентированной на ребенка, в центрах активности.
Теоретическая база опыта
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т. е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.
Понятие «социальное» имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.
В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С. А. Козлова)
На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д. И. Фельдштейн) Следует отметить положения концепции В. В. Давыдова, Л. С. Выготского, Н. Н. Поддьякова, А. А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире. В исследованиях С. А. Козловой, В. И. Логиновой, Е. Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.
Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е. П. Арнаутова, Н. А. Разганова и др., осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятия детьми мира предметов (О. В. Артамонова, о роли игры в процессе формирования детской среды (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др., о формировании коммуникативной функции (Л. К. Шипицына и др.).
Благодаря усилиям отечественных учёных (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.
В практике для проведения утреннего сбора для лучшей социализации детей используется универсальная форма организации совместной деятельности– «Коврик с кармашками». В зависимости от потребностей детей и задач педагога он может называться по-разному - «Круг с чудесными кармашками», «Чудесный», «Рассудительный», «Волшебный», «Сказочный круг с кармашками».
Созданная модель коврика представляет собой круг размером 2,5*2,5, выполненный из ткани. Цвет ткани подбирается в зависимости от времени года, темы недели. Рабочий круг может быть белого или серого цвета. На круг пришиты прозрачные кармашки по количеству детей. Можно сделать кармашков больше для того, чтобы ребенок имел возможность выбора нового места на сборе, смены места в связи с выбором партнера по игре, деятельности. Дети самостоятельно могут использовать коврик с кармашками в своих играх и изобретать свои варианты использования коврика.
Приглашая детей 3 -4 лет на утренний или вечерний сбор на ковре, в кармашек кладут фотографию ребенка или его семьи. Детям предлагается найти и затем занять место возле кармашка с фотографией. Коврик с кармашками легко можно разместить в любом удобном месте группы взрослому и детям. В кармашки можно положить различные материалы:
- фотографии детей и их родителей;
- символы настроения; картинки с эмоциями;
- счетные палочки, счетный материал;
- разноцветные магнитики, плоские разноцветные формы;
- камешки, мелкие шишки;
- веревочки, ленточки, тесьму, разноцветные нитки-мулине;
- тряпичные, пальчиковые куклы;
- листок с карандашом, буквы;
-листок с карандашом, цифры;
- сюрпризы для детей в форме медалей, наклеек, маленьких книжек…;
- рисованные загадки;
- герои сказок;
-картинки по теме.
Предложенные материалы можно дополнить и использовать для совместного проведения утреннего сбора, выбора темы с учетом интеграции задач всех образовательных областей.
Коврик с кармашками стал одной из форм работы по мотивации детей к поиску нового, удовлетворения их любознательности и потребности в том, чтобы задать вопросы друг другу и затем вместе с взрослым или самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы в среде, ориентированной на ребенка, в центрах активности. Учитывая, что ребенок воспринимает все яркое, необычное, веселое и радостное, вносим ковер с кармашками на утренний сбор.
Технология опыта
В процессе использования коврика с кармашками я легко устраивала сюрприз для детей : положив в кармашки осенние листочки (тема Осень, а сам ковер положила в красивую коробку, которая вызвала у детей интерес и любопытство. Для включения детей в общее обсуждение я задала вопросы: Что это? Как вы думаете, что лежит в коробке? А как думает Саша? Обсудив с детьми гипотезы, что - же находится в коробке? Потом достала ковер с кармашками.
Когда, мы с детьми, ковер расстелили на пол и дети выбрали себе место, их внимание привлекли кармашки и то, что там лежит. Мною детям задавались примерно такие вопросы: Что это? Какие у вас листочки? Какого цвета у тебя, Миша, листочек? Почему они уже не зеленые, как это было летом? Что будет с листочками, если они упадут с деревьев на землю? Давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья, какие листочки вы видите? Почему они стали разноцветными? А что вы видите на земле? Дети с удовольствием называли цвета листьев, и говорили какие цветом они видят на деревьях и на земле. Помня, что у детей наглядно-действенное мышление, детям предлагалось взять листочки из кармашков и назвать их цвет. А потом поиграть, меняясь местами на ковре, а свои листочки оставить на кармашках. Когда дети выбирали себе новые места, спрашивала ребят: какого цвета теперь их листочек?
Также, заранее с детьми читала сказку «Лиса и заяц», а затем играла с детьми и в кармашки уже положила героев сказки и пиктограммы: радость, испуг, огорчение. Мы обсуждали с детьми сказку и пиктограммы с эмоциями, а потом просила показать, как расстроился зайчик, когда лиса его прогнала из дома. Показать, как испугалась лиса, когда увидела петушка? Как радовался зайчик, когда вернулся домой?
Я вместе с детьми определила место в группе, где будет находиться «Коврик с кармашками», к полке прикрепили надпись «Коврик с кармашками». Затем вместе придумали правила: «Играем вместе», «Одни играют, другие ждут», «Договариваюсь с ребятами».
Ковер дети берут и для самостоятельной деятельности и затем убирают сами его на свое место, согласно правилу, которое вместе придумали. Совместно с детьми создали правило и нарисовали знак - картинку «Играю – убираю на место».
Большой интерес у детей в любом возрасте вызывают кармашки. В них можно что-то туда положить, что-то там найти. Кармашки - «секретики», мною расположенные на ковре, стали мотивом ребенка к деятельности. Дети всегда хотят подойти к ним, расположиться рядом, заглянуть, что-то увидеть в них, о чем – то узнать.
Темы, в группе планирую, исходя из интересов детей. Один из эффективных способов при выборе темы детьми может быть использован ковер с кармашками. В кармашки я кладу предметные картинки, которые им интересны. Дети рассматривают их, смотрят друг у друга. Я спрашивает ребят, какие картинки им понравились больше всего, и представляю их всем детям, говоря примерно это: «Посмотрите, сколько интересных картинок вы выбрали! Ребята, мы с вами будем узнавать, как растет огурец, почему кошки разного цвета, как живет заяц, лиса…и т. д.». Таким образом, из простого выбора детей я составила количество тем на учебный год. Конечно, дети еще не осознают свою причастность к совместному делу - планированию, но, на мой взгляд мы, педагоги, закладываем элементарные основы для инициативы детей, и тем самым осуществляем ее поддержку.
Введение в тему связано с использованием метода «трех вопросов», суть модели заключается в том, что я задаю детям три вопроса: что мы знаем? что мы хотим узнать? как узнаем об этом? Мною инициируется общее обсуждение о предмете, который лежит в нескольких кармашках. Например: перья разной величины и цвета; пух, вызывающий интерес ребенка и дальнейшее обсуждение. Дети обсуждают, что они уже знают о перьях и высказываются, о том, что хотят узнать. Задают вопросы: чьи это перья? кто их потерял и как, почему они разного цвета? почему одни большие, другие маленькие? и почему одни пушистые, а другие гладкие?
Таким образом, в совместной деятельности взрослого и детей, с использованием коврика с кармашками, дети приобретают способность слышать и слушать друг друга и взрослого, обсуждать, планировать дальнейшую деятельность, чтобы найти ответы на свои вопросы в деятельности в центрах активности.
В процессе использования коврика с кармашками, было замечено, что дети старались поменять место расположения своего фото. Саша располагал своё фото рядом с фото Маши, Катя - рядом с Андреем. Пожелания детей мною учитывались, дети усаживались по выбору партнера по игре. Совместная жизнь детей не обходится без ситуаций, требующих наведения порядка. Традиционно считается, что детям нужен внешний контролер (воспитатель, без которого проблемы не могут быть решены.) Когда дети усаживаются в круг по собственному выбору, поменяв фото рядом со своей фотографией на друга, они вовлекаются в разработку правил поведения в кругу.
Сначала мы играли в игру «Имя». Детям предлагалось одновременно сказать свое имя. Затем спросить, кто слышал имя соседа? почему не было слышно имени других детей? Как нужно говорить, чтобы услышать друг друга? Также спрашивала, что будет, если все дети вместе будут отвечать на один вопрос? Ответы детей были разные. Мы ответы зарисовывали на листе бумаги в виде рисунков-символов, которые понятны детям. Придумали вместе с детьми правило. Затем детям предложила зарисовать правило и рассказать о придуманном правиле всем детям. Например: создается символ правила поведения для детей трех-четырех лет - «Один говорит, остальные слушают».
Для разрешения ситуации, когда ребенок не хотел говорить, мною был введён персонаж - Буратино. До сбора ребятам сообщалось, что у нас в гостях - Буратино, который знает все секреты, спрятанные на ковре в кармашках, и может помочь ответить на вопросы тем детям, кто затрудняется, но только при одном условии, если дети скажут волшебное слово: «Помоги мне, пожалуйста».
Буратино просил посмотреть на карточки и поднять карточки одного сюжета (это могут быть карточки - рисованные герои сказок, пальчиковые герои, мелкие игрушки по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок»). По просьбе Буратино, дети поочередно доставали карточки и рассказывали, что на них изображено. Если карточки одного сюжета, то просил дополнить рассказ. Если ребенок отказывался говорить, что изображено, то Буратино после волшебных слов ребенка, «Помоги мне, пожалуйста», предлагал ему свою помощь - вместе рассматривали еще раз картинку, находили ее место в сказке. Буратино задавал вопросы на уточнение: что ты можешь об этом рассказать? Что было дальше? Как ты думаешь, что произойдет, если….? Вопросы, выражающие внимание ребенку, например: Руслан, правильно ли я понял, что ты сказал?
Проблемные вопросы: что будет, если колобок не уйдет от бабушки с дедушкой? Ребенок вовлекается в разговор и по мере своих возможностей отвечает на вопросы.
В течение года, совместно с детьми на «ковре с кармашками» были созданы различные правила:
1. Знакомясь с территорией детского сада «Правила на улице»,
2. С центрами активности «правила обращения с игрушками»,
3. Рассматривая книжки «правила обращения с книгами»,
4. Собираясь на улицу правило-алгоритм одевания и раздевания «Что, зачем?».
Правила, придуманные детьми, можно разложить в кармашки и таким образом на утреннем сборе вспомнить их. Дети, вынимая из кармашка правило, рассказывают о нем, остальные дополняют. Данные правила помогают быть детям более дисциплинированными, аккуратными, прививают навыки самообслуживания, дети сами стараются выполнять созданные правила и следят за тем, как их выполняют другие дети.
Мною практикуется еще проведение утреннего сбора с помощью карточек – символов, которые также кладутся в кармашки. Символы означают последовательность событий на утреннем сборе. Символы дети придумывали сами и они различны:
1. «Ладошки» - ребенок проводит приветствие с помощью ладошек,
2. «Микрофон» - рассказывает новости,
3. «Ребенок делает зарядку» - проводит физкультминутку,
4. «Символ центра» - рассказывает, какой центр активности выбрал и почему.
С возрастом детей, задания можно усложнять. Можно использовать карточки с цифрами. На утреннем сборе, дети у кого в кармашках на ковре будут одинаковые цифры, смогут объединиться в группы, в которых они договорятся, как и кто из них проводит приветствие, кто рассказывает новости, кто сообщает о погоде и т. д.
Результативность
В поведении детей были замечены следующие изменения: они стали больше доверять мне, как взрослому. Стали боле инициативнее, ответственнее. У детей появилось больше уверенности в себе через процесс самостоятельно принятое решение, хотя и не всегда проверенное. Но, мы педагоги, для того и нужны, чтобы помочь детям, благодаря участию в совместной деятельности, подвести их к принятию правильного решения.
У детей повысился уровень развития коммуникативности, охотно вступали во взаимодействие. Проведение системной работы с использованием «Ковра с кармашками» сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительнее. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу проявляли и малоактивные дети. Они меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Ребята стали сплоченнее, более активнее, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но и по отношению друг к другу. В результате можно сделать вывод: что форма игры с «Ковром с кармашками» благополучно влияет на взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Вопросы дисциплины, всегда волнующие педагога решаются вместе с детьми. И помогает в этом снова «Ковер с кармашками». Обсуждение, высказывание идей, участие в обсуждении, диалоге по выработке и принятию правил. Напоминание перед началом деятельности и использование в ходе деятельности. Дети самостоятельно подчиняются созданным правилам, начинают понимать правила, действовать по правилам, что постепенно в детях и формирует уверенность в себе, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения.
Заключение
«Ковер с кармашками» является символическим атрибутом, позволяющим педагогу в совместной деятельности с детьми решать внутренние по смыслу детской деятельности, задачи. В совместной деятельности, смыслозначимой для ребенка, педагог учитывает их интересы и потребности, выбирает вместе с ними темы для обсуждения, используя метод: «три вопроса». Корректирует свой план, планируя работу на основе идей детей, предоставляет самостоятельный выбор в контексте своих и детских идей, тем самым поддерживает детскую индивидуальность и инициативу в познании мира, многообразии его связей, а также способствует их позитивной социализации.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. ; 2014
3. Бодалев А. А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О. П. –Б. : Изд-во БГПУ, 1997.-С. 47-49.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.
5. Кон И. С. Ребенок и общество. – М. : Академия, 2003.
6. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. –1997. -№7, 10, 12; 1998. -№1,4,5-10-11; 1999. -№3,12.
7. Ядэшко В. И. «Дошкольная педагогика», Москва, «Просвещение», 1986 г. (стр. 294-335)