Людмила Богданова
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Кружок «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Кружок «Почемучки»
Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование. Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего края.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Еще недавно мало кто задумывался об экологии и загрязнении окружающей среды. Природа – она основа всего живого на нашей планете. И от того, как будем мы беречь и сохранять ее в первозданном виде, зависит будущее нашей планеты. Судьба всего человечества зависит от нас самих. И чтоб исправить сложившуюся ситуацию, нужно объединить усилия каждого жителя земли и большого и маленького.
Поэтому в защиту окружающей среды, я со своими воспитанниками, организовали кружок «Почемучки».
Целью создания экологического кружка для дошкольников является осознанное понимание ими элементарных взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию.
Мною определены следующие задачи:
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
2. Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
3. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
4. Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника. Большинство занятий НОД являются интегрированными: познание, развитие речи и продуктивная деятельность, чтение художественной литературы и ручной труд, физическое развитие и музыка. За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят.
Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки
Важным источником знаний о природе является наблюдение.
ФОТО(1,2 слайд)
Одна из целей моей работы - это совершенствование умений и навыков детей наблюдать за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ.
ФОТО (с компьютером)
Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, обобщения и систематизации знаний.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны :
- Рабочая программа экологического кружка «Почемучки».
- Комплекс познавательных интегрированных занятий с использованием ИКТ.
- Разработан перспективный план работы НОД с детьми всех возрастных групп.
- Оформлен уголок экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения)- Организован огород на окне. Дети выращивают лук, фасоль, петрушку, рассаду цветов.
- Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций.
- Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка.
ФОТО(5. 6 слайд) – работа с родителями
Они участвуют в конкурсах «Лучшая кормушка», «Домик для скворца». А так же участвуют в различных выставках и мероприятиях. Приносят корм для птиц, рисуют плакаты, участвуют в фотовыставках.
Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры.
ФОТО (7 и 8 слайд) – игры подвижные и дидак.
Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к
условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, дидактических играх.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так- же в экспериментальную деятельность воспитанников.
Эффективными являются игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.
Например: «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д.
Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Я в работе использую различных сказочных персонажей и разыгрываю с детьми театрализованные сценки.
ФОТО (9 и 10 слайды)
Большое внимание уделяю опытно-исследовательской деятельности.
ФОТО (11 и 12) опытно - ислед
Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы.
ФОТО(13 и14 слайд) – уголок природы
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же, создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Мною разработаны и реализованы экологические проекты :
«К нам весна шагает», «Будем птицам помогать», «Осень, осень к нам пришла», «Здравствуй, зимушка - зима», «Берёза – символ Родины моей», «Хлеб – всему голова!».
Общие задачи этих проектов:
•формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
•создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
•развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
•организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
•развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
•развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
•воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Проекты позволяют детям и родителям участвовать в экологических акциях.
ФОТО (15 слайд) - акция
Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Ожидаемые результаты проектов:
- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по темам проектов.
Мы с нашими проектами участвовали в конкурсах различного уровня. Результаты представлены на выставке.
ВЫСТАВКА ГРАМОТ И ДИПЛОМОВ
Регулярно, вот уже второй год, мы сотрудничаем с коллективом детской библиотеки, в частности с Еленой Анатольевной Талагаевой.
ФОТО И благодарность (16 слайд)
Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.