Анжелика Оглы
Экопластика как детское искусство в сотворчестве с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка- это,прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная, художественно-продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в детском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность.
В своей работе я использую различные виды деятельности ребёнка для воспитания сознательного отношения к природе : игру, поисковую деятельность, экскурсии, а также большое внимание я уделяю экопластике.
Экопластика - вид детского художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником - природой. Художественный образ возникает на основе готовой природной формы (шишки, ветки, раковины, камня, при этом сохраняя её признаки и свойства - цвет, форма, запах, вес и др.
Занятия для детей, организованные природой, аккуратно и ненавязчиво обучают любованию окружающей нас действительностью, учат всматриваться в детали, развивают тонкость восприятия, а также наблюдательность. А еще попутно обучает не менее важному жизненному принципу: «Не навредить».
Знакомство с природным материалом началось с прогулок, когда дети любовались природой родного края, отмечая ее флору и фауну – это самые первые потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь уроки эстетики для ребенка. Собирая веточки, камушки, шишки, плоды и семена растений дети учились любить и беречь природу родного края, старались не наносить ей ущерб, знакомились с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!».
Экопластика научила детей обращать внимание на особенности природного материала, фантазировать о возможностях его перевоплощения, способам работы с ним. Постепенно дети стали включаться в процесс творчества и начинали мастерить поделки («Ежик», «Олень», «Белочка» и т. д.) Первые поделки из природного материала объединялись в красочные композиции. («Семья ежей», «Лесная полянка»).С большим удовольствием дети создавали флористические картины и коллажи из цветочных лепестков и осенних листьев («Осенняя фантазия», «Сказочный лес», «Жар-птица», выкладывали картинки из семян («Ромашка», «Сова», «Рыбки», расписывали морские камушки, создавали букеты для мам из шишек.
Занятия с природным материалом помогали детям осознать, что такое сотрудничество. Совместный художественный труд и игры способствовали не только развитию воображения, но развивали способность вникать в замысел другого человека, понимать и принимать его точку зрения.
Детям предоставлялась возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. В процессе творческой работы дети создавали забавные произведения, которые становились оригинальными подарками, украшали интерьер группы, дополняли игровую среду.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нельзя не подчеркнуть, что благоприятное развитие возможно только при непосредственном взаимодействии с семьей. С этой целью проводились совместные экскурсии и походы, выставки творческих работ и композиций из природного материала : «Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка», «Подарок папе», организовывался смотр-конкурс «Чудеса из природного материала», реализовывались совместные проекты «Гербарии родного края», «Секреты природного материала», «Осенняя сказка».
Работы, создаваемые своими руками, служат украшением интерьера нашего ДОУ. Показателем творческих успехов воспитанников также являются дипломы победителей за участие в конкурсах.
Таким образом, чудеса экопластики способствуют максимальному развитию творческого потенциала дошкольников. Нетрадиционные формы работы стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества, раскрывают индивидуальность ребенка, формируют эстетическое отношение к миру, желание его преобразить. Вся практическая деятельность подтверждает, не теряющие актуальности слова скульптора Родена «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».