валентина буровихина
Обобщение опыта работы по проблеме «Обучение дошкольников чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по обучению чтению я начала со II младшей группы. Обучение грамоте с детьми дошкольного возраста нужно начинать, конечно же, с игры, т. к. игра является основным занятием дошкольного детства. Хотя обучение чтению – занятие серьёзное, требующего внимания, усидчивости, сосредоточенности, словом нужна особая организация деятельности ребёнка. А ребёнок легко может отказаться от любимого дела ради совместной игры со взрослыми. Совместная игра ребёнка и взрослого всегда занимательна, поучительна и очень важна для детской психики.
Публикация «Обобщение опыта работы по проблеме „Обучение дошкольников чтению“» размещена в разделах
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, ведь письмо-это перевод звуков речи в буквы, а чтение-это перевод букв в звучащую речь.
Буква-это знак звука. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна. Поэтому добуквенный период обучения занимает много сил и времени. И от этого зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Для того чтобы научиться читать, мы с детьми сделали два важных открытия: сначала обнаружили, что речь состоит из звуков, а потом открыли отношения звука и буквы. Дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССУП, СУУУП, СУППП). Способ акцентирования интонационного выделения звуков в слове мы с детьми освоили в играх-звукоподражаниях. Например: ЖЖЖ-жужжит пчела. А теперь давайте поговорим на языке пчелы, как будто мы маленькие пчёлки. Вот так: “Давай дружжжить! Где ты жжживёшь? Кого ты жжждёшь?”
Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед нимо поставила новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.
-Скажите, с какого звука начинается слово НОС? Протяни это т первый звук. А есть звук ННН в слове “СОН”? В слове “НОСОК”? Назовите сами слова со звуком ННН.
Задача звукового анализа решалась с гораздо большим желанием, когда ей придали игровую форму. В игре “Магазин игрушек” я преследовала несколько целей.
I вариант-продаются только те предметы и игрушки, в которых есть заданный звук (например, сегодня продаются только игрушки со звуком МММ). Дети могут купить медведя, мышку, машинку, самолёт, мотоцикл, молоток, фломастер.
II вариант-игрушки продаются в тех случаях, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет (например, мне нужен шарик, первый звук ШШШ).
III вариант- игрушки продаются в тех случаях, если покупатель правильно называет последний звук в слове (например, я хочу купить дом, последний звук МММ).
Мальчики любили играть в игру “машина”. Один грузовик марки МММ (на нём наклеена буква М, другой грузовик марки ЛЛЛ (на нём наклеена буква Л). В грузовик М ребёнок нагружает медведя, мышку, самолёт, молоток и. т. д. В грузовик Л-нагружает слона, куклу, лошадь и. т. д. Конечно же, с первого раза ошибок не избежать. В эту игру мы с детьми играли очень долго, до подготовительной группы. В средней группе главную роль, роль контролёра, выполняла сама. В старшей подготовительной группе главную роль предлагала детям. Так как марку машины можно определить любой буквой и наклеивать на машину любую букву, с которой начинаем знакомиться.
Но первое т главное правило при виде букв, которого я придерживалась, - произносим не официальное алфавитное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.
При введение букв детям показывала только печатные буквы крупных размеров (первые карточки были деревянные- 10 см, затем бумажные-6 см, буквы из наждачной бумаги-4 см, буквы-магниты-2 см).
Письменные буквы не вводила совсем, т. к. этому, на мой взгляд, научат в школе. А постановка почерка требует от обучающего взрослого особой компетентности.
Ребёнку легче запомнить и воспроизвести начертание букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш, а пространство стола, на котором можно выложить буквы. Мы с детьми для лучшего воспоминания лепили буквы из пластилина, выкладывали из палочек и спичек, вывешивали на ковровизоре и доске, рисовали палочками на снегу и песке.
Введение букв и показ их начинали одновременно. Начинали с согласных, которые младшие дошкольники уже выговаривают хорошо. Первыми вводили те буквы, которые наиболее часто встречаются в русском языке (М, С, Н, Д, П, К).
Гласные буквы тоже вводили не все сразу. Сначала ввела твёрдые гласные А, О, У, затем мягкую гласную И. Продолжительно время работала с этими гласными и согласными, составляя из них различные слоги. Обращала внимание на артикуляцию при проговаривании звука: “А”-ротик открывается широко, “У”- губы в трубочку, “О”- губы круглые, “И”-улыбка.
Затем, когда дети это усвоили с разными согласными звуками, стали играть в различные игры.
Дидактическая игра “Волшебное ведро”.
Цель игры: обучать детей осознанному, правильному, плавному чтению вслух отдельных слогов “АМ”, “АС”, ”АК” и. т. п.
Материал: детское ведро с наклеенной буквой, обозначающей согласный звук; колбочки от “киндер-сюрприза” с наклеенными на них буквами, обозначающими гласные звуки.
Ход игры: ребёнок берёт колбочку с буквой “А”, поёт этот звук и бросает в ведро с согласной буквой “М”, чётко произнося звук “М”. Складывание слога здесь происходит от гласного к согласному звуку. Время нахождения колбочки с гласным звуком в руке ребёнка ассоциируется с протяжностью гласного звука, а момент удара колбочки о дно ведра – с отрывистым, коротким произношением согласного звука, соответствующего букве на стенке ведра.
Результатом игры является выработка плавного, слитного прочтения слога, когда ребёнок, видя буквенную запись слога, читает не по буквам, отрывисто (“А-М”, а слитно и плавно (“ААМ”).
Игра “Добавлялки” показала детям, что если прибавить к слогам одну букву, то можно получить новое слово:
СО-К ДО-М
ЛУ-К КО-М
Учились считать эти однослоговые слова с помощью различных игр “Составь слово”, “Найди пару”.
Читать слоги полезно, но скучно. И здесь – вызвать у детей желание заниматься помогали различные игры, например, “Найди песенку животных”. Животные-игрушки потеряли свои песенки, корова - МУ-МУ, мышка – ПИ-ПИ, гусь – ГА-ГА, курица – КО-КО. Детям нужно найти среди карточек песенки этих животных и правильно расставить их к игрушкам животных.
Для успешного запоминания остальных букв играли в игру “Магазин чулок и носков, перчаток и туфелек”. Вырезала из бумаги несколько десятков пар обуви, чулок и перчаток. Написала на каждой паре одинаковые буквы. Рома и Даша хотят купить новые перчатки. Ребёнок – продавец подбирает им перчатки с их инициалами.
Чтобы проверить детей, как они запомнили буквы, мы играли в игру “Разведчики”. Давала детям вырезанный из газеты или журнала текст с крупным шрифтом и предлагала найти и зачеркнуть в данном тексте все буквы О или А, Б или В и. т. д. Детям очень нравились такие задания. Также с удовольствием играли в игру “Жук-буквоед”. Жук-буквоед прополз по листу и испортил буквы.
Все буквы алфавита не вводила. Переходила к чтению сразу после заучивания 8-10 букв. (Из которых четыре- гласные - А, О, У, И).
После того, как дети начали сливать любую согласную с любой гласной, они освоили основной принцип чтения. Вот здесь начались небольшие трудности. Дело в том, что техника детского чтения ещё слаба. Поэтому читать самостоятельно ребёнку не хочется. В этот период ребё нку обязательно нужна помощь взрослого: родителя или воспитателя. А ещё лучше, чтобы эта работа велась параллельно. Детям, которым дома оказывают должное внимание, техника чтения далась гораздо легче.
Шаг от неумения читать к чтению слога, а затем и слова, к открытию способа соединения согласной с гласной связан интуитивным смыслом, догадкой, озарением ребёнка. Ребёнок научился читать!