МААМ-картинки

«Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша» (обобщение опыта работы)

Наталья Трушина
«Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша» (обобщение опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 53

Обобщение опыта работы на тему :

«Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Подготовила:

Воспитатель 1-й категории

Трушина Н. В.

Арзамас 2014 год

Публикация «„Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша“ (обобщение опыта работы)» размещена в разделах

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий которые обеспечивают развитие логического мышления. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы : восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи : малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Цель моей работы : создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Формирование основных приемов логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование).

2. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать;

3. Развитие познавательных интересов, творческого воображения;

4. Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Свою работу с блоками я начала со второй младшей группы. В первую очередь предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Начнем с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

3. "Цепочка"

С детьми 3 – 4 лет можно осваивать свойства, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.

А теперь первое задание — найдите все блоки как

эта фигура (по цвету, по форме)

-Красный

-Треугольник

А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)

- Синий

- Квадрат

С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.

«ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОИГРАЕМ» (детей 3-7 лет)

Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) : Логические фигуры, Угощение для медвежат, Художники, Магазин

Игры для старшего дошкольного возраста (3-7 лет) - («Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы» (детская площадка, «Карточки - символы свойств», «Логический поезд», «Мозаика цифр»).

Угощение для медвежат.

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые» подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры: 1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах, должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

«Построй дорожку»

Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице.

Формы работы :

1. Образовательных областей, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые.

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места

3. Вне образовательных областях, в предметно-развивающей среде : ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Я в своей работе по развитию интеллектуальных способностей начала использовать логические блоки Дьенеша.

Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю.

Список рекомендуемой литературы:

1. Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З. А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.

2. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст] : методическое издание /Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. – СПб. Акцидент, 2000.– 121с.

3. Панова Е. Н. дидактические игры-занятия в ДОУ [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е. Н. Панова. – Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.

4. Столяр А. А. Давайте поиграем [Текст]/А. А. Столяр. – М. Просвещение, 1996.– 145с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша» (обобщение опыта работы)
Опубликовано: 3 октября 2014 в 22:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша» (обобщение опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Трушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД