Анастасия Братовская
Обобщение опыта по формированию финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые об экономическом воспитании в дошкольном периоде заговорил родоначальник научной педагогики - Ян Амос Коменский. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», с помощью управления домашним хозяйством. Так же проанализировав работы отечественных и зарубежных психологов, педагогов и исследователей в области дошкольного образования, а именно: Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, я пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, что еще раз доказывает, о необходимости обучения финансовой грамотности именно с дошкольного возраста. И тогда встаёт вопрос: «Какими средствами педагогического воздействия формировать основы финансовой грамотности у дошкольников?» Ответ очевиден. Незаменимым средством в данном процессе является игровая деятельность. Значит нужно создать для ребенка такие условия, чтобы он сам захотел играть, при этом способствовать обеспечению положительной динамики роста финансовой грамотности воспитанников. Формирование финансовой культуры дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому изучила программы по финансовой грамотности, целью которых является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения. В своей работе я постаралась заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем. Систему работы по формированию финансовой грамотности дошкольников построила на основе игр экономической направленности, которые проводились с детьми в свободное время. Участие в образовательных играх позволило воспитанникам сформировать первичные экономические представления.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
На протяжении работы по данной теме у меня возникло много вопросов, которые я смогла решить поэтапно, составила план по самообразованию, приняла участие в вебинаре на тему: «Развитие финансовой грамотности для детей ДОУ», а также прошла курсы повышения квалификации «Финансовая грамотность дошкольников».
Цель работы:
создание условий для обеспечения положительной динамики роста финансовой грамотности воспитанников посредством внедрения в образовательную деятельность приемов игровой технологии.
Задачи:
проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);
создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию интереса к экономической деятельности;
расширять и систематизировать представления об элементарных экономических понятиях; бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие;
стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей;
знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
помочь детям осознать значимость, важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
привить любовь к трудовым усилиям;
формировать бережное отношение к труду взрослых.
Методы и приемы:
Игровая-это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности, она является ведущим видом деятельности дошкольников, использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности.
Беседы-обсуждения, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, загадок использовала при реализации всех образовательных областей. Чтение–является основной формой восприятия художественной литературы.
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволили мне получить необходимую информацию для размышления.
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт. С помощью проектов дошкольники освоили новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.
Кейс-технология способствовала развитию способности находить решение проблемы и учиться работать с информацией, направленна на формирование знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации, представленной в виде кейса.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, поспособствовала развитию двигательной (мелкой моторики, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности.
Театрализованные постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эту форму я использовала для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.
Условия работы:
Длительность работы над опытом велась в течение пяти лет. Предметно-развивающую среду создала в соответствии с требованиями ФГОС. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств. Во всех уголках меняю игровой материал в зависимости от темы недели: учитываю возраст и интересы детей.
Начала работу по теме с детьми младшей группы давая самые простые понятия о финансовой грамотности. Так, например, для ознакомления детей с понятием «Труд» и видах труда - домашний и профессиональный, в своей работе с малышами применяла наглядный материал к беседам: «Что такое труд?», «Как я помогаю маме, папе», «Мои домашние обязанности», «Я помощник» и чтение сказок: «Петушок и бобовое зёрнышко»; «Муха-Цокотуха. Играя в сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Строители», «Больница». Малыши уже пользуются экономическими понятиями- покупают, работают, получают деньги. В сюжетно-ролевой игре «Семья», малыши, принимая на себя игровую роль (мама, папа, подражая взрослым обучаются ведению домашнего хозяйства (мама-гладит, стирает, готовит и т. д; папа-ремонтирует мебель, чинит кран и т. п., ходят на работу и зарабатывают деньги, тем самым проявляют уважение к членам семьи и их труду. В игре «Магазин» дети принимали на себя такие роли- профессии, как продавец, водитель, грузчик.
В средней группе задачи по финансовой грамотности усложняются, дети, составляли рассказ «Кем работают мои родители» рассуждали на тему: «Кем я хочу стать». Для ребят мною были проведены экскурсии в аптеку и в магазин (продуктовый, продовольственный). Ребята участвовали в фотоколлаже: «Какие бывают профессии». Так же проводила викторины: «Угадай профессию» и «Что создается трудом». Одним из любимых мест детей стал - уголок сюжетно-ролевой игры, где дети пробовали себя в разных профессиях: парикмахер, повар, швея, массажист и др. В группе создана картотека игр (Приложение№1, которую пополняю по мере изучения материала. В свободном доступе для детей находятся атрибуты: накидки, фартуки, колпаки, фуражки, посуда, разные виды ткани, набор инструментов и т. д. В сюжетно ролевых играх «Супермаркет» дети закрепляют новые профессии: продавец-консультант, менеджер, а в игре «Строительная компания» - новую профессию-архитектор. Совместно с родителями создали в группе уголок финансовой грамотности, он содержит различные дидактические игры: «Что нужно человеку для жизни?», «Какой товар лишний», «Где что купить?», которые позволяют закрепить детьми полученные ранее знания. Атрибуты для сюжетно/ролевых игр «Магазин», Настольные игры «Модный магазин», «Маленькая хозяюшка» и т. д. Альбомы с различными видами денег, изделия ручного труда. В уголке живет хозяин Гномик - Экономик. Он на протяжении нескольких лет участвует во всех мероприятиях по финансовой грамотности.
В старшей группе обновила уголки для игр, такие как: - супермаркет: банкомат, приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги в форме сказочных героев, изготовлены коробочки с йогуртом, кефиром, ателье: коллекция тканей, ниток, пуговиц, журнал мод -парикмахерская «Журнал причесок», манекен, зеркало, расчески. Дети по необходимости объединяют уголок сюжетно – ролевой игры и уголок по ПДД. Уголок по правилам дорожного движения помогает детям расширить знания о профессиях: водители разного вида транспорта. Уголок конструирования с различными видами конструкторов, уголок книги с подборкой художественной и познавательной литературы по теме «Экономика для малышей», «Деньги» и т. д., пословицы, детские журналы.
В подготовительной группе пополнила настольно печатные игры для формирования представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения, я использовала такие методы, как: рассматривания иллюстраций и беседы и «Почему тратить деньги нужно бережно», «На что тратятся деньги?», разбор проблемных ситуаций «Хочу и надо». Для формирования полезных навыков и привычек в быту, я использовала беседы «Правила бережливости и экономии», «Почему нужно быть бережливым» Такие словесные игры как: «Что мне нужно», рассуждения детей «Что необходимо человеку», «Что нельзя купить за деньги» помогают детям выбрать среди разнообразия потребностей человека жизненно-важные и соотнести потребности с возможностями (воздух, вода, солнце, пища одежда, дружба, любовь и т. д.)
Ребята закрепили полученные знания по финансовой грамотности при помощи знакомых сказок. Так, например, после просмотра презентации: «Колобок пошел гулять», ребята помогали Колобку совершать разумные покупки, а при помощи переделанной сказки «Три медведя» закрепляли понятие о том, что предметы необходимо беречь. В игре - ситуации: «Учусь экономить», закрепляли навыки экономии.
Принципы работы:
Свою работу по формированию финансовой грамотности строила по следующим принципам:
от простого к сложному - переход от простых занятий к сложным;
принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.
принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
принцип доступности - все знания должны соответствовать возрастному уровню детей дошкольников.
принцип дифференцированного подхода. Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.
принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
принцип сотрудничества предусматривает участие всех членов коллектива: детей, родителей и педагогов. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ.
принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности. Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить условия для появления нового образовательного продукта.
Формы работы:
В процессе изучения основ финансовой грамотности я применяю различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закрепляю полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации. Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании новых знаний:
Формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы
Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;
Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
Непосредственно организованная образовательная деятельность.