Светлана
Обмен опытом «Служба содействия семье и детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления работы социального педагога в рамках службы содействия замещающих семей на базе МБОУ ППМС центр «Шанс» г. Серпухов.
На базе МБОУ ДО ППМС центра «Шанс» с 2017г. функционирует служба содействия замещающих семей. Основная цель ее деятельности – оказание замещающим семьям своевременной психолого-педагогической, социальной, медицинской, юридической помощи. Так же в службу сопровождения входит школа приемных родителей, где проходит подготовка кандидатов в замещающие семьи.
Публикация «Обмен опытом „Служба содействия семье и детям“» размещена в разделах
Услугу по сопровождению получают граждане, усыновившие, принявшие под опеку или попечительство ребенка.
Для сопровождения замещающих семей специалистами службы создан комплекс диагностических методик, позволяющих оценить ситуацию в семье. Основным методом оценки является метод наблюдения. В ходе психолого-педагогического сопровождения замещающих семей могут быть использованы беседы, анкеты, опросники, проективные методики, теоретический анализ документов: писем, характеристик.
Задачи, которые решают специалисты службы сопровождения :
Отслеживать и диагностировать уровень адаптации ребенка;
Содействовать созданию условий для обеспечения функциональной и структурной перестройки замещающей семьи;
Оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка
Восстановление социального статуса ребенка в обществе и включение его в новые социальные связи;
Вхождение ребенка в детскую субсистему симблинги, сверстники, родственники, друзья, соседи;
Формирование отношение привязанности ребенка к замещающим родителям;
Формирование личностной идентичности;
Профилактика кризисных ситуаций в замещающей семье и содействие ее укреплению.
В службу сопровождения родители обращаются с различными проблемами такими как:
- вопросы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями (оказывается консультативная помощь социального педагога и психолога, диагностическая работа, песочная терапия используется как метод диагностики и коррекционной работы, проводятся тренинги для замещающих семей, ведется межведомственная работа с образовательными учреждениями, с органами опеки и попечительства, соцзащиты населения и инспекторами ПДН, изготовление буклетов и памяток для родителей)
-помощь в решении семейных конфликтов (проводятся семейные встречи за круглым столом с участием специалистов, участие в мероприятиях клуба «семейная гостиная», просветительская деятельность – развитие родительской компетенции, навыков позитивного общения и взаимодействия, семейные и индивидуальные коррекционные занятия, семейная терапия.
- помощь в профессиональном самоопределении (проводятся диагностики по профориентации, беседы по знакомству с «образовательной картой» города, района, «посещение ярмарок профессий», использование сюжетно-ролевых игр по профориентации, проводятся мастер-классы.
Проводится тематическая неделя «дороги, которые мы выбираем», в которой замещающим семьям предлагается выполнить: компьютерную презентацию профессии, семейное профессиональное древо, профессия в картинках или написать сочинение о профессиях.
- трудности в адаптации в семье, в детском коллективе (информирование и просвещение, индивидуальные консультации по проблемам адаптации, помощь в интеграции в образовательное пространство, лекции, семинары и тренинги в рамках родительского клуба замещающих семей, организация и вовлечение семей в участие спортивных мероприятий, конкурсов, творческих ярмарок, экскурсии, участие в досуговых мероприятиях – развлечения, праздники, актуализация ресурсов социально-поддерживающей сети, помощь юриста в решении правовых вопросов).
- проблемы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ – ограниченные возможности здоровья (Оказание помощи в прохождении диспансеризации, сопровождение и консультирование по вопросам обучения детей с ОВЗ, консультация и проведение занятий с врачом физиотерапевтом, проведение лекций, семинаров, вебинаров об особенностях воспитания детей с ОВЗ, обучение в школе приемных родителей по программе дополнительного модуля подготовка граждан к приему в семью ребенка с ОВЗ.
Организованна работа клуба замещающих семей, а так же модули: «подростки», «симблинги», «ОВЗ» - это создает условия для эффективного взаимодействия и обмена опытом членов замещающих семей и детей, принятых на воспитание, социализация замещающий семей, расширение контактов подопечных ребят и их интеграция в социум.
Отдельно хотелось бы рассказать о Школе приемных родителей, с 2014 года обязательным условием для усыновления является получение сертификата о прохождении Школы приемных родителей (ШПР). Обучение в школе бесплатное и рассчитано на 2 месяца. Школа в первую очередь направлена на то чтобы сократить количество возвращаемых обратно в детский дом детей – часто потенциальные родители не до конца понимают, с чем им придется столкнуться. В небольших группах, которые формируют специалисты, дают хорошую базу по психологии, медицинским, педагогическим и правовым аспектам. Занятия проводят квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На занятиях ШПР используются эффективные способы обучения, такие как: тренинг, работа с видеоматериалами, интерактивные лекции, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, организуются встречи с опытными приемными родителями и др.
Подготовка в школе включает в себя:
- Выявление и формирование воспитательной компетенции, а так же родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социализации, образования и развития;
- Ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- Формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияние его прошлого опыта на психофизическое развитие и поведение.
Обучение в «Школе приемных родителей» позволяет:
- помогает оценить собственные силы и возможности принятия в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- получить полноценную психолого-педагогическую подготовку и поддержку;
- принять особенности психологического и физиологического развития приемного ребенка;
- узнать типичные родительские ошибки ожидания и разочарования;
- понять, что происходит с ребенком в процессе адаптации ребенка в семье, и научить понимать поведение детей;
- познакомиться с педагогическими и психотерапевтическими приемам компенсации отрицательного опыта и моральных травм ребенка.
В заключении хотелось бы сказать, что для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально. Совместные занятия, игры, беседы; предоставление ребенку возможности высказать то, что у него на душе; понимание его проблем и проникновение в его интересы; помощь и поддержка, если ребенок расстроен, уход и забота, если он болен… Все это со временем непременно создаст эмоциональную близость между новыми родителями и приемным ребенком.
Ни в коем случае родителям не стоит забывать про себя и свои чувства! Не нужно стесняться обращаться за помощью к специалистам, мы открыты и ждем тех, кто верит, что чужих детей не бывает, и каждый ребенок должен воспитываться в семье!