Детский сад
Обеспечение времени и пространства для детской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Региональная стратегия Белгородской области «Доброжелательная школа» направлена на то, чтобы ребенок обучался в благоприятной, дружественной и комфортной среде. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где ребенок хочет учиться, а педагог – учить.
Как основная модель реализации данной региональной стратегии является формировании детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете», в основу которой положена идея признания самоценности детства. Самоценность дошкольного детства, а не подготовительный этап к обучению в школе – это главный принцип, провозглашенный стандартом дошкольного образования. Но, к сожалению, многими родителями и учителями начальной школы мерилом для оценки качества дошкольного образования все еще выступает наличие у ребенка знаний по будущим учебным предметам, умение читать, а зачастую – и писать. Как следствие – использование неспецифичных дошкольному возрасту форм и методов образования. Надо признать, что такой узко-прагматический подход сориентирован на нужды системы, а не самого ребенка.
Публикация «Обеспечение времени и пространства для детской игры» размещена в разделах
Сегодня результатом дошкольного образования должны стать, в первую очередь, социализация детей, индивидуальный для каждого ребенка уровень развития любознательности, самостоятельности, познавательной инициативы, готовности к преодолению ошибок и неудач. Современные дети – представители информационного мира, сетевого взаимодействия, виртуального общения. Дети не только будущее. Они настоящее, открытое к конструктивному диалогу с непонятным им миром взрослых, живущих по другим принципам и говорящим на языке требований и запретов.
Особая роль в проекте отведена самостоятельной детской игре как главному источнику социально-коммуникативного, нравственного, речевого развития ребенка дошкольного возраста. Вернуть детям время и пространство для игры, научить педагога организовывать и опосредованно руководить детской игрой, анализировать ее – вот один из главных требований к результату проекта.
В реализации модели «Дети в приоритете» в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №8» Алексеевского городского округа приоритетным стало направление «Обеспечение времени и пространства для детской игры». Культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Основными условиями для организации детской игры выступают :
1. Определение места и времени для детской игры в режиме дня дошкольников, обеспечение безопасной среды.
2. Наличие у педагога определенных знаний и умений для организации детской игры.
3. Совместный с детьми выбор темы игры, сюжета ее построения, развития.
4. Выразительность проведения игры.
5. Участие педагога в детской игре в роли партнера, грамотное руководство игрой.
6. Средства и способы, направленные на проявление положительных эмоций детей, проявление уважения к партнеру по игре, доверия, взаимопонимания, сопереживания.
7. Необходимое сочетание занимательности обучения, в игре ребенок должен получать новую для него информацию не обязательно интеллектуального характера, это может быть новый способ общения, построения самой игры и т. д.
8. Поддержание детской инициативы, способствовать проявлению каждого ребенка в игре, стимулировать «малоиграющих», замкнутых детей.
В рамках реализации данного направления детским садом №8 создана лидерская команда для участия в реализации модели «Дети в приоритете» и коуч-сессиях, рабочая группа по реализации «дорожной карты» ресурсной площадки по реализации модели «Дети в приоритете» (направление) «Обеспечение времени и пространства для детской игры», разработаны игры для фестиваля детской игры «4Д: дети, движение, дружба, двор», а также проблемы организации игровой деятельности. Детским садом приобретены игровые пособия на сумму 584000 рублей для разных возрастных групп и образовательных областей, а также педагогами разработаны проекты организации игрового пространства дошкольников. Творческой группой разработаны Положение о ресурсной площадке и План управления проектом. На сайте детского сада организован новый вид образовательной услуги «Виртуальный детский», как одной их «доброжелательных технологий» в том числе для детей, не посещающих детский сад, содержание которого включает презентационный и видео материал воспитателей и специалистов.
В детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».
Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается. Поэтому наша задача является целенаправлено и правильно использовать время, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.