Лысова Юлия
О необходимости физического развития дошкольников и его приоритетных направлениях
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период характеризуется как период наиболее интенсивных темпов физического развития. Особенность этого периода в том, что детский организм обладает низкой сопротивляемостью к факторам внешней среды, что влечет за собой с одной стороны опасность заболеваний, но с другой- создает условия для быстрой мобилизации адаптационных возможностей растущего организма.
Публикация «О необходимости физического развития дошкольников и его приоритетных направлениях» размещена в разделах
Возраст дошкольника считается наиболее важным для физического становления. Именно в этот период закладываются основы для дальнейшего физического развития. Поэтому одной из основных задач оздоровительной работы детского сада является укрепление здоровья детей и создание условий для их наиболее полноценного физического развития.
Организм детей особенно чутко реагирует на различные воздействия как отрицательного, так и положительного характера, которые существенно влияют на его становление. важнейшим фактором, вызывающим положительные и отрицательные сдвиги в организации функциональных структур организма, является двигательная активность. Методически правильно построенные занятия, грамотно наполненные содержанием и правильно структурированные благоприятно влияют на физическое развитие и состояние здоровья в целом.
Изучая метод. литературу и опираясь на собственный пед. опыт необходимо не только развить двигательные навыки, но сделать это максимально грамотно, не навредив растущему организму.
Изучая рейтинг заболеваний, наиболее распространенных в дошкольном возрасте обнаружила, что 1 место в структуре патологий занимают именно нарушения, связанные с развитием опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Для справки: 2 место занимают ЛОР-заболевания;
3-нарушения в работе сердечно- сосудистой системы;
4-принадлежит отклонениям в развитии органов чувств
И следующим в рейтинге стоит заболевания и патологии в работе дыхательной и нервной систем.
Наибольшее распространение в нарушении работы ОДС имеют:
1- ассиметричное расположение лопаток;
2-отсутствие строго горизонтального расположения плечевого и тазового пояса;
3-уплощенная стопа и плоскостопие соответственно.
Сравнительные данные распространенности нарушений и заболеваний ОДА у мальчиков и девочек к 5-7 годам, показывают, что у мальчиков больше таких нарушений, как деформация грудной клетки и плоскостопие, у девочек-лордоз и сколиоз.
Физическое воспитание в ДОУ осуществляется через различные формы двигательной деятельности:
-утренняя гимнастика;
-самостоятельная двигательная деятельность;
- подвижные игры;
и собственно приоритетным видом деятельности, через который можно наиболее и глубоко и целенаправленно формировать двигательные навыки и корректировать имеющиеся нарушения в развитии ОДА является физкультурное занятие.
В работе нужно опираться прежде всего на систему стандартных физических упражнений, которые в щадящем режиме способствуют развитию ОДА и коррекции имеющихся двигательных нарушений.
При внедрении данной системы на занятиях необходимо корректировать, исправлять имеющиеся нарушения;
работа должна вестись в режиме усложнения. При этом возникает необходимость в многократном повторении с целью формирования устойчивого двигательного навыка, который будет в дальнейшем способствовать укреплению и развитию ОДА
Следуя тезису" не навреди!" на занятиях следует избегать:
1. Быстрых переходов от низкой к высокой интенсивности выполнения упражнений;
2. Переразгибания шейного отдела в переднем и заднем направлении;
3. Резких сгибаний и разгибаний, скручиваний;
4. Положений, в которых возможна гипоксия (в случае длительной задержки дыхания);
5. В комплексы включать упражнения, при которых позвоночник находится в положении незначительного статического напряжения;
При подборе упражнений, направленных на формирование стопы, необходимо учитывать особенности ее строения, а именно ее эластичность, хрящевую структуру, но при этом растяжимость связок, их недостаточную силу и выносливостью
Таким образом, если в целом анализировать физ. здоровье детей дошкольного возраста, то складывается общая неутешительная картина.
В настоящее время наблюдается значительный рост большинства заболеваний и функциональных нарушений именно в дошкольном возрасте. С чем это связано?
По мнению специалистов:
- с интенсификацией образовательного процесса, как следствие увеличение обьема учебных и статических нагрузок. Это вызывает значительные перегрузки в перекос в физическом развитии современных детей.
-Выявлено, что основными причинами отмеченных нарушений, которые выражаются в недостаточном и неравномерном развитии скелета, мускулатуры, пониженном мышечном тонусе, слабом физическом развитии является ограниченный двигательный дневной режим и недостаточная физическая подготовленность.
Поэтому основной (приоритетной) задачей в развитии детей следует ставить подбор и внедрение наиболее эффективных методов, средств и форм, которые в совокупности будут решать проблемы в физическом развитии и будут направленны на становление гармоничной и полноценно развитой личности, что является основной задачей в воспитании ребенка.
-