Наталья Ляпина
О традициях и обычаях народов Поволжья с использованием сказок, рассказов, былин
Конспект открытого просмотра в старшей группе ТНР.
ТЕМА: О традициях и обычаях народов Поволжья с использованием сказок, рассказов, былин.
ЗАДАЧИ: Расширять и углублять знания детей о нашей многосигнальной Родине. Закреплять знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров. Воспитывать уважение к культуре других народов. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
Публикация «О традициях и обычаях народов Поволжья с использованием сказок, рассказов, былин» размещена в разделах
Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг к другу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение народных сказок, былин. Слушание песен, музыки народов Поволжья. Беседа о быте, обычаях и традициях разных народов Поволжья. Рассматривание предметов быта,иллюстраций о национальных праздниках. Знакомство с мордовской народной игрой (малой подвижности).Экскурсия в музей детского сада «Народный быт».
Звучит отрывок песни «Родина моя».
В. Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чём в ней поётся, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
В. Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нём как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край. У нашей страны удивительное имя.
В. Как называется НАША СТРАНА?
Россия необыкновенная многонациональная страна. В ней проживают народы разных национальностей. У всех них есть свои обычаи и традиции, нац. костюмы, нац. блюда, нац. игры и праздники.
В. Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?
Посмотрите, костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, что говорит нам о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, ТАТАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ…О нём на расскажет Эмилия (слайд)
Главный цвет в национальном костюме-зелёный. Он украшен орнаментом (узором)из листьев,веточек. Мужской головной убор называется-тюбитейка. Национальное блюдо-Чак-Чак. Национальный праздник-Сабантуй.
Ребята, а сейчас я предлагаю разгадать вам татарские загадки (отгадки-слайд на экране)
1. Полна печь ватрушек, в середине один калач (небо, звёзды, месяц)
2. Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (Мороз)
3. Полна красная печь чёрненьких лепёшек (Арбуз)
В. Молодцы. А сейчас посмотрите на след. Слайд (русский нац. костюм) Чей это костюм?
Белая рубаха, сарафан, на голове кокошник. Гостей у нас встречают КАРАВАЕМ. Наш национальный праздник –МАСЛЕНИЦА. У русского народа есть свои Русские народные сказки (СЛАЙД)
Какие РНС вы знаете? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А сегодня я хочу вас познакомить с новыми героями, поговорим о богатырях, которые жили давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. В далёкие времена нашу Русь окружали многочисленные враги. Но русский народ свою землю в обиду не давал. То же защищал нашу землю? -БОГАТЫРИ-А как, можно узнать из былин. Былина-это сказка и быль одновременно. И если в сказке все все герои выдуманные, то в былинах встречаются те, которые жили на самом деле. Создали эти удивительные истории –русский народ. Давайте познакомимся с этими былинными героями (слайды)
В. А Дима нам расскажет о чувашском национальном костюме (слайд)Костюм состоит из рубахи,где на белом и красном фоне изображён зелёный и красный геометрический орнамент (узор).Женский головной убор-масмак. Национальный праздник-Акатуй. Национальное блюдо-Хулпу.
В. Давайте вспомним, какую чувашскую народную сказу мы читали? (слайд).
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ СКАЗКИ «Мышка-востро хвостик» :
1. О ком эта сказка? (О мышке-востро хвостик)
2. О чём мечтала мышка? (Путешествовать)
3. На чём мышка отправилась путешествовать? (Кораблик-арбузная корочка)
4. Кто просился к мышке на кораблик? (Зайка, лисичка, волк, медведь)
5. Что они обещали? (Быть друзьями)
6. Почему кораблик перевернулся? (Потому что на кораблике произошёл спор между зверьми. Все большие звери обидели маленькую мышку. Мышка испугалась, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалился.
7. Понравилась вам сказка?
8. Чему она нас учит? (Эта сказка учит нас быть надёжными, преданными друзьями. При беде, прийти на помощь другу)
В. А Даша хочет нам рассказать о мордовском нац. костюме. Белая,красная,жёлтая рубаха (туника) и фартук с орнаментом. На голове конусообразный головной убор. Национальное блюдо-Каймака (пирог с картошкой).Праздник-Шумбрат. (СЛАЙД)
Давайте познакомимся с народной игрой «Водяной».Играем все вместе.
В. А я хочу познакомить вас с мордовской нац. сказкой «Лиса и медведь». Прочтение сказки.
Вопросы по содержанию:
1. Кто главные герои сказки? (Лиса и медведь)
2. Какая лиса в сказке? (Хитрая)
3. Что она сделала? (Обманула медведя)
4. Что лиса взяла от репки? (Корешки) а от колосков? (Вершки)
УМНИЦЫ
Сегодня на занятии мы с вами отгадывали татарские загадки, поработали с чувашской народной сказкой, познакомились с героями былин. Но самое главное, я думаю вы согласитесь со мной, сегодня мы поняли, что мы разные, но все и взрослые и ребята, разных нац. в нашей группе живут дружно. Все мы уважаем культуру и обычаи других народов. Всем спасибо.