Людмила Прокофьева
О проблеме отбора стихотворного материала для детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
"Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей. " К. И. Чуковский.
Стихи и детство неотделимы друг от друга. С первых дней жизни ребенка сопровождает стихотворная речь : колыбельные, потешки, прибаутки. "Тихо светит месяц ясный в колыбель твою, спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю. "
Публикация «О проблеме отбора стихотворного материала для детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Стихи способствуют развитию фонетического слуха, чувства ритма, облегчают ребенку постижение родного языка. Однако, работая с огромным многообразием литературного материала, предлагаемого детям, нельзя не отметить большое количество стихотворений очень низкого качества. Бедная рифма, неблагозвучие, несовпадение фонетического ударения слова с ударением, которого требует стихотворная строфа - все это часто встречается в одном четверостишии, которое мы не только читаем детям, но и заставляем заучить! Поэтический слух, пусть он и дан ребенку от природы, должен развиваться, поэтому каждый воспитатель несет ответственность за стихотворение, предложенное детям. Чтобы проиллюстрировать свои замечания, приведу несколько примеров, с которыми я лично сталкивалась в процессе работы. Во всех четверостишиях наблюдаются нарушения ритма, неблагозвучие, бедные рифмы; содержание выражено небрежными, корявыми, иногда неоконченными предложениями, а ведь эти "стихи" предлагаются детям для заучивания и декламации на утренниках!
Тот, кто хочет сказку слушать,
Должен утром кашку кушать,
Но сказка станет интересней,
Если начнем мы ее песней.
Небо серо и уныло,
Тучки по небу летят.
Ветер песню напевает,
Дождик слезки проливает.
Люблю я свою маму,
Скажу ребятам прямо.
Я ей конфету подарю!
Вот как я мамочку люблю!
Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принес
И печали он унес.
И стал Король ужасно весел
И приказал с высоких тронных кресел
Веселый праздник продолжать,
Шутить, смеяться и плясать.
"Чисто литературные достоинства детских стихов должны измеряться тем же самым критерием, каким измеряются литературные достоинства всех прочих стихов. По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. " К. И. Чуковский.
Итак, как же нам отличить хороший детский стишок от плохого?
1. СОДЕРЖАНИЕ.
В дошкольных учреждениях очень важна тематическая направленность стихотворного материала, что часто сказывается на качестве стихов. Способствовать выработке литературного вкуса у детей может только настоящая поэзия, содержащая яркие, свежие образы, звукопись, эмоциональный настрой. Сравните два четверостишия из одной новогодней подборки:
Где живёт Дед Мороз?
Удивительный вопрос!
Не в лампе, не в будильнике,
Посмотрим в холодильнике!
И:
Дед Мороз сидит у елки,
Прячет голову в мешок.
Не томи нас слишком долго -
Развяжи скорей мешок!
Первое четверостишие - ритмичное, яркое, с точной рифмой и забавным образом. Второе - полная противоположность, хотя образ Деда Мороза с головой в мешке может порадовать взрослых слушателей и потренировать их чувство юмора.
Содержание стихотворения должно быть интересным, образным, эмоционально богатым и графичным, чтобы зрительный образ и звук составлял одно целое. Мысль, заключенная в короткий стихотворный отрывок, должна быть раскрыта и закончена. Стихи, посвященные праздникам, должны открывать его с разных сторон, в то же время "нанизываясь" на основную смысловую нить мероприятия.
ФОРМА.
Для того, чтобы определиться с формой, нужно знать немного теории.
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. Классическое русское стихосложение основным признаком рифмы считает совпадение ударных гласных. Точная рифма подразумевает совпадение звуков вокруг ударной гласной. Рифма бывает парной (аавв, перекрестной (авав, опоясывающей (авва, сквозной (аааа).
Что нужно знать нам? Для детских стихов наиболее удачной считается парная или перекрестная рифмовка, потому что воспринять далеко отстоящие друг от друга рифмы ребенку тяжело.
Размер стихотворный- способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка. Благодаря М. В. Ломоносову, русская классическая и современная поэзия использует силлабо-тоническую систему стихосложения. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге.
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.
Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым - от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) - от 2 до 4.
Что нужно знать нам? Любимым стихотворным размером детей является хорей и ямб. Привлекает детей и смена, чередование ритмов, как это делал К. И. Чуковский, в стихах которого перемежаются двусложные и трехсложные размеры, а наряду с рифмованными строчками существует одна нерифмованная, что придает стиху особый ритм и очарование.
3. ЯЗЫК СТИХОТВОРЕНИЯ
Мы с детства помним, что русский язык богат и могуч, но забываем, как это сложно для восприятия. Для русского языка характерны:
— подвижный тип ударения;
— свободный порядок слов в предложении;
— многосложная структура слов;
— весьма непростая система склонений, падежей, спряжений.
В полной мере все эти трудности относятся к поэтической речи, понимание которой могут затруднить эпитеты, аллегории, метафорические обороты. Отбирая материал для маленьких детей, следует выбирать стихи с простыми предложениями, размером не более двух стихотворных строк, и прямым порядком слов (кто сделал, что сделал, с чем? или для чего? сделал). Лексика стихотворения должна быть понятна детям и соответствовать возрасту, поэтому не стоит выбирать стихи со сложными эпитетами (звонкоструйный, багряно-золотой) или архаизмами. Приветствуется игра слов, употребление омонимов, перевертышей. Простота лексики дополняется удачными сочетаниями и богатством смысла.
Итак, при существующем многообразии стихотворного материала воспитателю необходимо хорошо ориентироваться в основах стихосложения. Своим выбором мы формируем литературный вкус детей, читательское чутье, даем первые ориентиры для самостоятельного чтения. Плохие стихи могут привить ребенку неверное, небрежное отношение к слову, поэтому так высока ответственность взрослого при отборе стихотворного материала.