Наталья Мамаева
Консультация для родителей «Нужны ли советы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Совет - наставление, указание, предложение, как поступить; рекомендация. Так раскрывается в словарях значение этого слова.
Возникает вопрос: почему советы, предлагаемые учеными и практиками воспитателями детского сада, оказываются непригодными для мам? Очевидно, потому что воспитатели и мамы занимаются воспитание дошкольников, руководствуются разными «законами».
Жизнь воспитанника детского сада организуется в соответствии с режимом дня, который рассчитан таким образом, чтобы педагог успел управиться с двадцатью и более детьми, причем с учётом их подробностей и возможностей.
Темочки:
В семье же «законы» диктует быт. А он не подчиняется ни возможностям, ни потребностям младшего члена семьи. Мама признает право малыша удовлетворять свои потребности в игре, в общении, в познании, в самоутверждении. Но на практике, вынужденная выполнять череду ежедневных бытовых обязанностей, она не находит времени для специальных занятий с ребенком. И, как следствие возникают конфликты. Вот один из типичных примеров.
Представим себе субботнее утро. Мама просыпается одновременно с трехлетним малышом. Она озабочена тем, чтобы ребенок позавтракал вовремя, в соответствии с режимом. Но кашу еще нужно сварить.
Мама: «Вставай, сынок. Ты уже большой, одеваться умеешь сам… А я пойду тебе кашу сварю (Уходит. Возвращается и видит, что сын сидит, не одеваясь.) В детском-то саду ты сам одеваешься, а здесь чего же не хочешь? Ты большой…
Сын: (Начинает плакать) Не хочу, одень меня.
Возникает конфликт. Попробуем начать день иначе.
Мама: «Одевайся, пойдем послушаем (говорит таинственно0, как кашка разговаривать будет. (Уходит на минуту, возвращается, видит: сын не сделал ни одного движения) Молодей, проснулся уже, сейчас пойдем кастрюльку выбирать, чтобы послушать, как кашка разговаривать будет. (Помогает ребенку одеться, похваливает за каждое его усилие, называет каждую деталь одежды, которую он держит в руках, - рукава, пуговички, застежка. и т. Д.) Вот и оделись. (Идут на кухню, где для малыша столько интересного.)
Мама: «В какой же кастрюльке кашу сварить, ты как думаешь?. Да, стенки высокие, донышко есть. Какое?. Да, без дырочек. Сейчас крупу возьмем (и далее комментирует все свои действия). Послушаем, как кашка заговорит: «Я, Кашка. Я, Кашка. А я, Молочко, а я Молочко». Сначала разговор идет тихонько, шепотом, а потом Кашка и Молочко начинают постепенно горячиться. «Я – Молочко! А я – овсяная Кашка!» (Мамин – Сибиряк Д. «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»).
Наблюдая вместе с малышом за тем, как вариться каша, можно показать ему разные крупы, кастрюли, ложки. Между делом, мешая кашу, можно сказать, откуда взяли курупу, кто ее вырастил. Тут же интересно обсудить, почему каша пригорает, а кастрюля не горит.
Здесь и физика, и химия, и география, и ботаника, и любая другая наука, которая интересна ребенку.
Итак, совет – любое бытовое занятие превратить в познавательный для ребенка материал, обогащать его нивами знаниями. Но ведь и учить можно по- разному. Вот одна типичная ситуация.
Мама: «Оля, или мыть руки, будем обедать». (Оля не реагирует на указание мамы.)
Бабушка: «Иди, Оля, мой руки, ты же заболеешь, если с грязными руками сядешь за стол…»
Дедушка: «На руках столько микробов, только глупые люди упрямяться, не моют руки перед едой.»
Оля бросается на пол, бьет ногами об пол т кричит: «Не хочу! Не хочу!»
Как изменить ситуацию? Опыт показывает, что юмор и игры – лучшие наши друзья!
Мама: «Таня, убери кровать, пора идти гулять.»
Таня: «Не хочу убирать.»
Мама: «Руки что ли устали? Так застилай ногами. (Доброжелательно.) Ты попробуй. Знаешь, Карлсон звонил по телефону, оп тоже мне так советовал…
Таня: (смеется и идет убирать постель.) «Ну, мама, у тебя всегда так.
Хорошо в доме завести друга – недотепу, любимую игрушку ребенка.
Сын: «Не хочу пить из большой чашки, хочу из кукольной…»
Мама: (обращаясь к игрушке). Тяпа! Ты из этой, маленькой хочешь пить! Я тебе, конечно, налью, но там ведь мало поместиться, только два глоточка. Глупый, неужели ты не понимаешь, что, если будешь пить из такой маленькой чашечки, никогда не вырастешь… Посмотри на Сашеньку, он всегда пьют из большой чашки. Вот какой большой вырос, красивый, умный мальчик.
Сын начинает спокойно пить из большой чашки.
Да, надо искать согласия с ребенком, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ КОНТАКТА С НИМ. Каждый конфликт уносит время и нервы. А игра, юмор поднимают планку взаимоуважения, углубляют любовь и заботу друг о друге.
Успех работы в детском саду всецело определяется тем, как каждая семья включилась в сотрудничество с педагогами, увидела ли в сонем ребенке неповторимую, индивидуальность, содействует ли тому, чтобы он мог совершать поступки как личность, мировоззрение которой проникнуто любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.