Надежда Суфиева
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети данной возрастной группы уже умеют давать оценку поведению сверстника и обосновывать его. Поэтому любые коллективные занятия могут обсуждаться с активным участием детей : насколько слаженно и дружно они действуют, умеют ли договариваться, если возникают трудности, преодолевать их, помогают друг другу или нет. Вместе с воспитателем дошкольники делают выводы, что надо учесть на будущее. Взрослый предлагает каждому подумать, в чем состояли его удачи и неудачи в общем деле.
Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В процессе коллективных занятий важно выделить ребенка-организатора, лидера, который своим авторитетом вносит спокойный, благожелательный тон в отношения воспитанников.
Безусловно, детей надо учить коллективным делам: их планированию, расстановке сил, способам преодоления конфликтных ситуаций, подведению итогов. Можно все это предварительно обсудить, попробовать в работе микрогруппы.
В повседневной жизни детей продолжают приучать к вежливому обращению с окружающими. Можно сделать плакат «Вежливые слова» с соответствующими рисунками. Если воспитанники начинают нарушать правила вежливости, слова и рисунки закрывают полоской бумаги. Когда же они проявят себя с лучшей стороны, полоска снимается. Особое внимание следует уделять вежливому обращению мальчиков с девочками и заботе девочек о мальчиках.
Внимание педагога к самооценке ребенка позволит преодолеть завышение и занижение им своих возможностей. С этой целью проводится специальное занятие. Дети еще не умеют писать, поэтому важно дать им конверты и цветные карандаши. Воспитатель называет одно из качеств (вежливый, добрый, и т. д.) и говорит, что оно обозначено красным квадратиком: «Если ты уверен в том, что ты вежливый, положи в свой конверт красный квадрат. Если нет, то не клади.» Получив конверты, можно сопоставить самооценку дошкольников с объективной оценкой. С детьми с завышенной самооценкой можно провести беседу о том, в чем проявляются качества, которые они себе приписывают. При этом надо учитывать, что ребенок считает себя добрым, даже если он всего лишь один раз уступил товарищу игрушку.
Отношение к людям проявляется и через отношение к вещам. Небрежное отношение к вещам говорит о том, что ребенок не ценит труд взрослых. Все это необходимо довести до сознания ребенка с помощью бесед.
Большое место в деятельности ДОУ занимает подготовка ребенка к школе, прежде всего к освоению позиции ученика, члена коллектива класса, к принятию новых обязанностей. Важно, чтобы ребенок ждал начала учебного года с радостью, шел в школу с желанием, с хорошим настроением.