Светлана Гребенюк
Нравственно-экологическое воспитание детей в ДОУ
Нравственно- экологическое воспитание детей в ДОУ.
Нравственно-экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, друг к другу, к старшим. И чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему чувства с раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей среде особенно велик. Детский сад – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
Публикация «Нравственно-экологическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
Повышению познавательной активности детей служат дидактические игры, например: «Узнай дерево по листу», «Что изменилось?», «Что, где растет?», «Куда пойдем, что найдем?». Необходимо доводить до сведения и сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – зимние холодные дни. Родители, как всегда, наши помощники и союзники: делают кормушки и дают детям корм для птиц.
Необходимо рассматривать природные связи, чтобы у ребят не возникло представление о делении животных на полезных и вредных; объяснять им то, что все в природе взаимосвязано и зависит друг от друга. Нарушение этих связей может повлечь за собой непоправимые последствия.
Ведем разговор и о пищевых связях в природе.
Трава - насекомые - еж
Осина - заяц - лиса и т. д.
При деятельности, связанной с окружающим миром, необходимо использовать разные источники, личный опыт и даже обыденные знания и наблюдения воспитателей, родителей и детей. Эти знания взаимно дополняют и корректируют друг друга. Используя метод беседы и дискуссии иногда обсуждайте, выявляйте проблемные вопросы, не имеющие однозначного и тем более известного решения
Как можно раньше стремитесь донести до детей, что человек должен быть другом природы. Воспитывайте ответственность. Решению данной задачи способствует предметно-пространственная среда группы. Здесь дети ухаживают за растениями, которые сажают сами: лук, фасоль, наблюдают за результатами своего труда, проращивают срезы моркови, свеклы. Больше узнать о живой природе им поможет опытническая деятельность. Посадите лук в воду и без воды, на свет и в шкаф, наблюдайте за ветками срезанными в январе и феврале. Проращивайте фасоль и камешек. Проводите опыты с водой, снегом, льдом. Опыты способствуют повышению интереса к природе, и чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постижению таинств природы. Помня о том, что “ воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка ” старайтесь окружать ребенка красивыми образами, обращайте их внимание на красоту природы и произведения человеческих рук, слушайте прекрасную музыку, читайте стихи классиков, рассказывайте сказки, легенды, сказания, притчи, создающие одухотворенный образ Природы, представителей ее царств, человека и его поступков.
Проводите беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов.
Мы – педагоги, мы созидатели человеческой души. Мы в ответе за их судьбы детей.
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем -
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли, как цветы малыши
Чтоб для них экология стала -
Не наукой а частью души!