Наталья Добрынина
Опыт нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Земля даёт для жизни силы,
Ласкает трелью соловья.
О! Как рассветы здесь красивы.
Всё это – Родина моя.
Н. Подвигин.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звезды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок",это совокупность наследства оставленного нам предками, это живая легенда и бабушкины сказки, рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это опыт хозяйственного освоения края и его вековой культуры. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь как зеницу ока, развивая и распространяя её среди потомков.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно рассказывает о красоте и богатстве родного края? Разумеется, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма.
Рассказывая детям об истории поселка и края, традициях, культуре, природных ценностях, замечательных людях, живущих рядом с нами, мы обогащаем их познавательную сферу, расширяем кругозор, развиваем любознательность и самое главное - воспитываем любовь, чувство привязанности к малой Родине и гордость от того, что мы являемся гражданами России.
Мы знаем, чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее чем то, что нас окружает с детства: семья, друзья, любимый поселок, родная природа.
Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по её законам, то есть отвечает возрастным особенностямдошкольников. Игра для ребенка это учеба, игра для него - труд и развлечение, а между тем игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения детей, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего воспитания. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном поселке и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса.
Созданные мною дидактические игры способствуют формированию краеведческих знаний и воспитанию патриотических качеств. Изготавливая дидактические игры я, руководствовалась несколькими принципами:
- игра должна нести научные знания, хотя и элементарные, доступные ребёнку дошкольного возраста.
- быть привлекательной своим внешним видом, вызвать в ребёнке желание поиграть в неё.
- многофункциональной - использоваться в организованной и самостоятельной деятельности детей.
- обязательно присутствие нескольких вариантов игровых действий с одной и той же игрой.
При использовании представленных игр я учитывала:
1. Уже имеющиеся у детей знания;
2. Следила за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
3. Поддерживала интерес и разнообразие игрового действия;
4. Постепенно усложняла задачу и игровые действия;
5. Конкретно и четко объясняла правила игры.
Вот несколько игр:
ГЕРБ ПОСЕЛКА
Цель: закрепить представление детей о гербе родного поселка; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба поселка; “мозаика” герба поселка в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб поселка и отметить отличительные особенности. Дети попри помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб поселка.
ГЕРБ ОБЛАСТИ
Цель: закрепить представление детей о гербе Белгородской области; уметь выделять герб родного края из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением герба Белгородской области; шаблон этого же герба; “мозаика” герба в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб Белгородской области и отметить отличительные особенности. Дети попри помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб Белгородской области.
ФЛАГ ОБЛАСТИ
Цель: закрепить представление детей о флагеБелгородской области; уметь выделять флаг родного края из других знаков.
Материалы: шаблон – образец с изображением флагаБелгородской области; шаблон этого же флага; “мозаика” флага в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть флагБелгородской области и отметить отличительные особенности. Дети попри помощи шаблона – образца, собирают из мозаики флагБелгородской области.
ДУМАЕМ О СВОЕМ КРАЕ
Цель: закрепление правил поведения в поселке и в природе, развитие экологических представлений.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой поселок. Если ребенок считает, что человек любит поселок, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.
• Человек вернулся заповедника леса с букетом ландышей.
• Человек сажает возле своего дома деревья.
• Человек моет в реке Ворскле свою машину.
• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
• После отдыха нав лесу человек собрал весь мусор.
• Человек выгуливал свою собаку в возле ДК и т. д.
Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.
МОЙ ПОСЕЛОК
Цель: развивать познавательный интерес к изучению родного края. Обогатить знания о родном поселке, его истории, достопримечательностях. Закрепить умение сравнивать характерные особенности старого и современного поселка, находить сходства и различия. Воспитывать интерес к настоящему и будущему родного поселка.
Материал: фотографии достопримечательных мест и зданий поселка; фотографии из прошлого Яковлево.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть выбранную фотографию и отметить её отличительные особенности. Дети по очереди рассказывают по фотографиям о прошлом и настоящем поселка.