Ольга Новикова
Новый подход к проведению занятий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
НОВЫЙ ПОДХОД В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ.
Многолетняя педагогическая работа показала, что существующая методика проведения занятий не всегда приводит к успеху. Детям дается много знаний. понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изучаемого.
Мы пересмотрели методику проведения занятий, включив в них ряд специальных заданий творческого характера – музыкальных, речевых, изобразительных. Основой же всех занятий стали игры. Занятия с использованием творческих заданий, игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии. Детям интересно, занятие проходит для них быстро, незаметно. И еще одна важная сторона этих занятий – художественное образование детей.
Публикация «Новый подход к проведению занятий в детском саду» размещена в разделах
У нас звучит музыка русских, советских и зарубежных композиторов, народные мелодии. Дети слышат и знают стихи русских и советских поэтов, с желанием поют, танцуют, драматизируют литературные произведения. Пусть не все из них в будущем будут петь, декламировать, профессионально рисовать. Но учить их слушать музыку, уметь правильно пользоваться литературным материалом нужно с детского сада. Только
2
тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки. На такого вида занятиях каждому удается почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным (кто – то хорошо рисует, декламирует, другой поет, танцует или умеет разыгрывать в лицах персонажей литературных произведений). Эту работу с детьми ведем на протяжении нескольких лет, и ее результаты позволяют надеяться, что мы на правильном пути.
Дети с удовольствием ждут занятий, с нетерпением спрашивают воспитателя: «А что мы сегодня будем делать? Куда мы пойдем на экскурсию? Во что будем играть?» Каждое занятие стало праздником, в котором они – главные участники. Естественно, от воспитателя требуется большая подготовка к такого рода занятиям - подбор слайдов, презентаций, иллюстраций, грамзаписей, литературного материала, четкое продумывание всех методических приемов, но радость и интерес детей являются наградой за это. Мы постоянно совершенствуем формы проведения занятий, внося в них новое в зависимости от цели и задач.
Сегодня мы идем в зимний лес, слушаем птиц. Но вот снег растаял – и дети рассматривают муравейники, ищут в пеньке сказочных гномов, находят в лесу узкие и длинные, широкие и короткие тропинки. Завтра они пойдут в зоопарк, где увидят диких животных, узнают об их жизни, а вместе с тем закрепят порядковый и количественный счет. Увлеченные игрой, дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки, у них создается бодрое настроение, снимается утомляемость и возрастает внимание.
Нередко занятия начинаются с таких слов воспитателя: «Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка».Посмотрим сказку и поможем ее героям».
Дети разыгрывают сказку и одновременно отвечают на вопросы: какой по счету? Кто первый, второй? Кто пришел тянуть репку сначала, кто потом?
3
Дети не только помогают героям. Но и закрепляют порядковый, количественный счет, вспоминают простейшие временные представления: до, после, раньше, позже, перед, за. В занятия включаем веселые игры, песни, хороводы, которые усиливают эмоциональный настрой, побуждают детей быть более активными.
Наиболее сложным для нас было ознакомление ребят с изобразительным искусством. Мы подобрали доступные детям пейзажи известных художников:– И. Шишкина, К. Юона, И. Левитана, В. Васнецова. На занятиях обращали внимание детей на настроение, которое вызывает картина, какие средства выразительности для этого использовал художник, предлагали задуматься над тем, что волновало самого художника.
Дети чутки к красоте, но не всегда осознают увиденное, не могут выделить характерное. Помочь им в этом могут музыкальные и литературные произведения, которые мы включаем в занятие. Восприятие картины на фоне музыкального и литературного материала, на наш взгляд, является более эмоциональным. Образы картин живут в сознании детей, побуждая к созданию рисунков на сюжеты увиденного, т. е. способствуют развитию их творческой активности.
Так при ознакомлении детей с картиной И. Левитана «Весна. Большая вода» дети прослушали музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года»,исполняли песни, танцевали. Все это вызвало у ребят эмоциональный подъем, и поэтому, когда мы предложили им нарисовать картины весны, они отобразили не только то, о чем слушали, но и то, что видели раньше. Стихи, музыка, песни как бы разбудили их воспоминания, дали толчок к творчеству.
Нигде так полно ребенок не может выразить своих чувств, настроений, переживаний, как в рисунке. Дети у нас рисуют на многих занятиях, будь то математика, развитие речи, ознакомление с окружающим. Рисунки помогают нам понять, как они усвоили, то, что видели и слышали на
4
занятии, узнать их настроение, переживания. Большое эмоциональное впечатление производит на детей и конец занятия, когда вместо традиционного анализа у нас снова звучит музыка, песни, поэтические строки, исполняемые детьми и (или) воспитателем.