Анжелика Мананникова
Новогодние этюды на песке «Мозаика». Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Песок является одной из самых доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Публикация «Новогодние этюды на песке „Мозаика“, Фотоотчет» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2023
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление» отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.
Организация работы с педагогической песочницей включает несколько этапов:
• Создание развивающей предметной среды;
• Реализация содержания образовательной программы с использованием педагогической песочницы.
Что такое педагогическая песочница? Это специальный деревянный поднос или ящик с прозрачным дном из легкого ударостойкого стекла, проклеенного бронированной защитной пленкой. Такая песочница предназначена для индивидуальной работы и работы в паре педагог, ребенок-родитель, ребенок-ребенок в присутствии взрослого). Размер песочного лотка соответствует стандартным размерам индивидуальной песочницы 50х70х8 см. Наличие прозрачного дна позволяет ребенку экспериментировать с фоновым полем песочницы, используя различный цветовой и фактурный материал (ткань, цветная или гофрированная бумага, мелкие ракушки, пуговицы, монетки и т. д.)
Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Он должен быть представлен коллекцией миниатюр и различного бросового материал. Чем больше разнообразных объектов в коллекции игрового материала, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира.
Практическая часть
Но для начала нужно рассказать правила Песочному человечку, живущему в Песочной стране.
1 Моделирование сюжета сказки в песочнице
Организация деятельности по теме: «Новогодние сказка» в песочной стране. Создаем свою новогоднюю историю, можно выбрать любые игрушки из представленных для создания сказки.
Ответы участников мастер – классов.
2. Рисование на световом столе
Также на световых столах можно нарисовать иллюстрацию к нашей сказке.
Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю тебе, дружок,
рисунок создать песком.
Это совсем не сложно,
А все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно,
Песком рисовать увлекательно.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Игра «Пальчиковые шаги
ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ
Создание фона: Рисование по песку – светлым по темному (разгребание песка)
Рисование песком – темным по светлому (насыпание песка, «вырезание» формы или «отсечение» лишнего). Данный прием более традиционный для техник рисования (карандашами, красками, при котором изобразительный материал оставляет за собой след, в то же время для детей более сложный, требующей тонкой координации движений руки и пальцев. На белый «световой лист», насыпается песок любым образом: густыми, толстыми, тонкими, фигурными линиями, щепоткой.
- наброс; Движение песочных масс может осуществляться также путем «набрасывания» песка на световое поле : толкающими движениями песок рассыпается по поверхности рисунка.
Прием «Отпечатки». является самым простым способом рисования. Отпечатки могут наноситься кулачком, боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями. Чаще всего дети для рисования используют указательный палец, но со временем рекомендуется подключать и все остальные пальцы, как правой, так и левой руки. Тонкий слой песка при использовании данного приема разгребается, раздвигается, образуя белый просвет, той формы, какая была задумана рисующим.
Щепотка: песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения;
Песочная струя: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла;
- песчинки попадают в одну точку (круг);
- песочная струя рассыпается зигзагом (волны, чайки);
- песочная струя рассыпается дугой (холмы, горы);
- песочная струя рассыпается линией (дороги, дома);
- песочная струя рассыпается замкнутой линией (воздушные шары, облака);
песочная струя рассыпается спиралью (порыв ветра, снежные бури);
Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки);
Рисование ребром ладони (различные линии, стволы деревьев);
Рисование кулаком (камушки);
Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды);
Одновременное использование нескольких пальцев (трава, волосы);
Симметричное рисование двумя руками (бабочка, сердечко)
Линейный наброс песка (лучи солнца);
Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину);
Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
Перечисленные способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего. Его задача отобрать адекватный задуманному сюжету прием. В случае неудачного изображения песочная техника позволяет осуществить коррекцию, исправить недочеты (присыпать песком, убрать лишний песок).
В качестве основного инструмента рисования выступает рука. Получить изображение на песке можно, используя следующие приемы рисования:
-кулаком,
-ладонью,
-ребром большого пальца,
-щепотью,
-мизинцами,
-одновременное использование нескольких пальцев,
-симметрично двумя руками,
-отсечение лишнего,
-насыпание из кулачка.
Последовательность освоения техники «Sand-Art» предполагает предварительное освоения приемов песочного рисования в процессе выполнения графических упражнений репродуктивного характера. На основе освоенных элементов песочной техники дети могут проявлять свое творчество как в рамках заданной тематике, так и рисуя по собственному замыслу.
Также в рисовании можно использовать камешки, трафареты, аквагрунт и др.
Показ всех приемов, рисование картины по замыслу.
Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Для этого будем нажимать по всей поверхности песка своими ладонями. Сделаем песок ровным и гладким, чтобы удобно было на нем рисовать.
· Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея
• Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения
• Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами
• А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
• Поиграем по поверхности песка как на пианино