Пахомова Ирина
Нормотворчество детей старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
▼ Скачать + Заказать документы
Нормотворчество в старшем дошкольном возрасте
Нормотворчество – совместная деятельность детей и педагога, направленная на усвоение элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Это такая деятельность, которая эффективно предупреждает нежелательные формы поведения и позволяет заменить их на одобряемые, полезные детскому коллективу и индивиду формы и виды поведения.
Публикация «Нормотворчество детей старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора» размещена в разделах
Нормотворчество в старшем дошкольном возрасте как средство разрешения противоречий между потребностями ребенка (индивида) и возможностями их удовлетворения.
Нормотворчество основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей. Это ситуации конфликтного взаимодействия.
Конфликтное взаимодействие дошкольников характеризуется столкновением детских инициатив, где каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения, порой не всегда правильном.
Роль воспитателя заключается
в поддержке инициативы детей при выборе (создание) наиболее подходящего правила поведения детей для конкретной ситуации;
в устранении причин конфликтной ситуации: в оказании помощи детям вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
в поддержке согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей;
Стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Модель развития детей с ТНР
Психологи (например, Якубович Михаил Алексеевич) предлагают учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающее развитие детей с ТНР, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях.
Модель развития детей с ТНР представлена в виде трех блоков:
1. Первый блок – это мотивация к соответствующему виду деятельности.
2. Второй блок – понятийный, который характеризуется через понятие способностей.
3. Третий блок - реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты, решения и др. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.
Принципы нормотворчества
Принципы, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
• уважение личности ребенка. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу.
• содействие и сотрудничество детей и взрослых;
• поддержка инициативы детей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, единство требований,
• возрастная адекватность;
• системность и постоянство;
• единство предъявляемых требований взрослых на одну и ту же конкретную ситуацию;
• постоянный контроль
Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
• Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Однако, средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма, такие средства непродуктивны.
Как организуется работа в данном направлении?
В группе комбинированной направленности (ТНР) детей старшего дошкольного возраста работаем посменно (сменяя друг друга) :
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
первый этап.
Организация совместной беседы: что нужно для того, чтобы детям жилось в группе комфортно?
Дети договариваются о том, что нужны определенные правила, которые должны знать и соблюдать все.
Правила должны быть на виду постоянно: что можно делать, а что нежелательно?
Второй этап:
Дети оформляют свои правила в рисунках (схемах, моделях) : каждый ребенок рисует и рассказывает о своем правиле: что оно означает, для чего нужно, в какой ситуации оно применимо.
Третий этап - рисунки с подходящими правилами выбираются с помощью наибольшего количества жетонов и размещаются на видном месте до тех пор, пока сохраняется потребность в данной «подсказке».
Взрослый (воспитатель) должен установить связь между ребенком и проблемой, чтобы ребенок увидел смысл проблемы. Показать, что у каждого поступка есть значение, цель; что все, что создается ребенком во благо другим, а также себе без ущерба окружающим – важно и значимо.
Какие задачи решаются:
развивать навыки общения со сверстниками, ведущие к сближению;
формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
учить управлять эмоциями;
оценивать поступок, а не личность ребенка;
нейтрализовать борьбу за власть;
вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Кроме того, методы и приемы, которые используются в нормотворчестве :
• сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
• игры на взаимодействие;
• обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации;
• обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
• психогимнастика;
• чтение и обсуждение художественных произведений;
• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
• дискуссии
Задачи нормотворчества :
Какие задачи решаются:
развивать навыки общения со сверстниками, ведущие к сближению;
формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;
учить управлять эмоциями;
оценивать поступок, а не личность ребенка;
нейтрализовать борьбу за власть;
вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску;
Совершенствование навыков по соблюдению правил и норм
1) строгое соблюдение правила, совместно выработанного с детьми (например, аккуратное содержание одежды на стульчиках).
2) анализ ситуацию, создающую проблему:
- с чего началось;
- что было;
- чем закончилось.
3) поддержка правил в жизни группы с помощью
- стимуляции;
- поощрения;
- наказания;
- собственного примера;
- составления моделей.
Алгоритм работы при создании Правил:
1. Зарисовка ситуации.
2. Анализ ситуации.
3. Зарисовка выхода из сложившейся ситуации (что нужно сделать, чтобы этого не произошло).
4. Придумывание знака.
5. Зарисовка знака.
6. Фиксация знака в группе.
7. Обратная связь (например, правило введено, но оно не работает: Почему? Снова прорабатывать).
Такая работа имеет позитивное значение. Положительные правила вводят ребенка в культуру поведения человека в обществе.
Использование легомозаики
Дальнейшая работа в группе продолжается с использованием других средств, например, легомозаики.
Нарисованное правило, которое перестало действовать, либо правило которое часто использовалось, но актуально в своем проявлении, дети изображают с помощью Лего мозаики. Таким образом, в ходе работы с другим материалом (мозаикой) происходит переосмысление знакомого материала (правила, а обновленный его дизайн (цвет, стиль и т. д.) по-новому обращает на себя внимание.
Лего-конструктор
Лего — это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками, поэтому дети с удовольствием фантазируют и изображают то или иное правило группы. Конструктор предоставляет неограниченные возможности для моделирования детских фантазий.
Манипулируя с конструктором Лего, ребенок изображает то или иное правило и с удовольствием выполняет его в повседневной жизни, ребенок учится добру, творчеству, созиданию, одновременно развивается мелкая моторика ребенка, что способствует развитию речевых центров в головном мозге.
Обучаясь составлению правил из Легомозаики, дети проходят путь от простого к сложному.
Важным представляется работа в коллективе: сплочение, формирование чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределение ролей, объяснение друг другу о важности данного конструктивного решения и правила поведения, используемого в группе.