Пушкарева Ангелина Сергеевна
НОД «Знакомство с Гансом Кристианом Андерсеном»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Какое сегодня чудесное утро, давайте встанем в дружный круг, улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение. А теперь когда мы подарили друг другу хорошее настроение, я хочу вас познакомить с таким писателем как Хансом Кристианом Андерсеном.
Слайд 2-4
Знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании. Так выглядит дом, в котором родился писатель. Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений.
Слайд 5
Публикация «НОД „Знакомство с Гансом Кристианом Андерсеном“» размещена в разделах
Несмотря на то, что семья была бедной, у маленького Ханса Кристиана не было недостатка в игрушках. Чего только не делал ему отец! И картинки с превращениями, и двигающиеся мельницы, и кивающие головами самодельные куклы. И даже настоящий кукольный театр.
Слайд 6
Маленький Ханс Кристиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец - вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ханс Кристиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот Карл. У кота был только один недостаток, он часто засыпал во время рассказа.
Слайд 7
В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернется. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил : «Чтобы стать знаменитым!»
Слайд 8
Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков. Ганс Христиан Андерсен сочинил более 150 сказок, 770 стихотворений.
Слайд 9-10
Великому сказочнику на его родине поставлены памятники.
Слайд 11
Имя Х. К. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом.
Слайд 12
Мы свами поговорим сегодня только о двух сказках.
Сейчас я загадаю вам загадки, а вы, наверное, и сами поймете, о каких сказках пойдет речь.
• Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот.
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья эта сказка?
(«Дюймовочка» Г. Х. Андерсена)
• Среди уток и гусей
Не нашлось ему друзей.
Со двора его все гнали,
Насмехались и щипали.
Рос он гадким и ужасным,
Но в конце он стал прекрасным.
Ответ даст любой ребёнок —
Сказка эта … .
(Гадкий утёнок)
Слайд 13
Давайте поговорим о сказке «Дюймовочка».
По картинкам расскажите сказку.
Краткое содержание:
Как-то раз женщина, у которой не было детей, отправилась к доброй колдунье за помощью. Получив от нее ячменное зерно, женщина посадила его в цветочный горшок и принялась ждать.
В скором времени из семечка вырос «большой чудесный цветок вроде тюльпана». Когда лепестки его раскрылись, внутри оказалась крошечная девочка, которую женщина назвала Дюймовочкой.
Однажды, когда Дюймовочка крепко спала, на окно взобралась «большущая жаба, мокрая, безобразная». Она схватила спящую девочку и поспешила на свое болото. Мерзкая жаба решила женить своего сынка на красавице Дюймовочке, а чтобы она не сбежала, посадила ее «посередине реки на широкий лист кувшинки».
Когда девочка поняла, какая страшная участь ее ожидает, она горько заплакала. Маленькие рыбки пожалели девочку и помогли ей сбежать. Они перегрызли стебель кувшинки, и «листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше».
Мимо пролетал крупный майский жук. Увидев красивую девочку, он схватил ее и унес на дерево, где представил своим знакомым. Однако «жучки-барышни шевелили усиками и говорили», что Дюймовочка недостаточно хороша и не может находиться в их обществе. Майский жук тут же решил, «что она безобразна, и не захотел больше держать ее у себя». Он спустил девочку на землю и попрощался.
Все лето Дюймовочка жила «одна-одинешенька в лесу». Из травинок и листьев она сплела себе колыбельку. Питалась она цветочной пыльцой и росой, в ясную погоду грелась на солнышке, а от дождика скрывалась под большим листом лопуха.
Но вскоре на смену солнечному лету пришли холодные осенние дожди и ветра. Дюймовочку, которая страдала от голода и холода, приютила полевая мышь. Они славно зажили вместе: девочка помогала мыши по хозяйству, рассказывала ей сказки, а взамен получала теплый кров и пропитание.
У полевой мыши был сосед – богатый и ученый крот, который тем и занимался, что все время пересчитывал свое богатство. Он собирался жениться на Дюймовочке, как только та подготовит себе приданое. Но девочка была совсем не рада этому – «ей не нравился скучный крот».
Однажды, гуляя по подземным переходам, Дюймовочка увидела раненую ласточку, которая чуть не умерла от холода. Всю зиму она ухаживала за больной птичкой и к весне выходила ее.
Перед свадьбой Дюймовочка попросила мышь отпустить ее наверх полюбоваться напоследок солнышком. Когда она вылезла из мышиной норы, то увидела ласточку, которую вылечила. Дюймовочка пожаловалась птице, что ее заставляют выйти «замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землей».
Ласточка предложила девочке улететь с ней в теплые края, и та согласилась. Оказавшись в чудесной стране, Дюймовочка увидела маленького человечка с прозрачными крылышками – это был король эльфов. Он сразу влюбился в Дюймовочку и предложил ей стать «его женой, королевой эльфов и царицей цветов».
Вопросы:
• Какие приключения ждали Дюймовочку, прежде чем она оказалась у полевой мышки? Кого она встретила?
• -Почему рыбки перегрызли стебель кувшинки?
• -За кого переживала Дюймовочка, когда майский жук перенёс её на дерево?
• -Почему девочка не понравилась майским жукам?
• -Как отнеслись мышь и крот к ласточке? С какой стороны это их характеризует?
• -Почему Дюймовочка не захотела жить с кротом?
• -Кто помогло птице ожить и набраться сил? А если человек устал и ему нужно набраться сил, что мы можем для этого сделать?
• -В какую страну прилетели ласточка и Дюймовочка? На чём жили сказочные эльфы? Что предложил принц Эльфов девочке?
Слайд 14
А сейчас мы свами поговорим о сказке «Гадкий утенок». По картинкам расскажите сказку.
Краткий пересказ.
В густых зарослях лопуха «сидела на яйцах утка». В положенный срок яичные скорлупки затрещали, и на свет появились крошечные пушистые утята. Осталось только одно яйцо, самое большое, которое никак не хотело лопаться. Вскоре и из него вылупился птенец, но «он был большой и гадкий» и совсем не походил на своих братьев и сестер.
На следующее утро утка отправилась со своим выводком к канаве. К ее удивлению, «гадкий серый утёнок» плавал ничем не хуже других. Затем утка со своими малышами «добралась до птичьего двора», чтобы ввести их в общество. Она принялась рассказывать утятам о правилах поведения и отличительных знаках местных обитателей.
Когда утка представила свой выводок самой знатной жирной утке, она была вынуждена защищать своего неудавшегося птенца, на которого все стали нападать. Мать была уверена, что «он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь».
На птичьем дворе гадкого утенка постоянно «клевали, толкали и дразнили», и даже птичница отталкивала его от корма. Поначалу утка-мать заступалась за него, но вскоре и она ополчилась против сына.
Не выдержав издевательств, утенок сбежал с птичьего двора. Новое пристанище он нашел «в болоте, где жили дикие утки». Два молодых гусака предложили заморышу дружбу, но вскоре были убиты охотниками.
В поисках более безопасного места утенок набрел на хижину, где «жила старуха со своей курицей и котом». Курицу она звала Коротконожкой, а кота – Сыночком. Сослепу женщина приняла утенка за жирную утку и оставила жить у себя. Узнав, что новый жилец не умеет ни мурлыкать, ни нести яйца, кот и курица отнеслись к нему пренебрежительно.
Однажды гадкий утенок увидел в небе стаю прекрасных птиц – «все белые, как снег, с длинными гибкими шеями». Это были лебеди, и утенок полюбил их всем сердцем.
В особенно морозную ночь утенок «примерз ко льду» на озере. Его подобрал и выходил проходивший мимо крестьянин. Случайно нашкодив на кухне, утенок испугался и скрылся в камышах, где просидел всю зиму.
Весной он вновь увидел лебедей и решил подплыть к ним поближе. Каково же было его удивление, когда он увидел свое отражение в воде – «он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем».
Вопросы
1. Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на птичьем дворе? Вспомните, как говорили про него утки.
(-А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал!
-Положим, но он такой большой и странный! - прошипела злая утка. - Ему надо задать хорошенько.)
2. Почему утенку пришлось покинуть птичий двор?
(Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили ему:
«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою).
3. Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он ушел оттуда? (Его не понимали, все его желания и мечты считали дурью.)
4. Вспомните первую встречу гадкого утенка с лебедями? Что почувствовал утенок?
5. Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился?
В: А сейчас у нас с вами будет викторина по сказкам Андерсена.
Но перед этим давайте отдохнём.
Физкультминутка «Герои сказок Андерсена».
Я девочка, Дюймовочка, (Пружинка с поочередным
на праздник к вам пришла, разведением рук в сторону)
От милой доброй ласточки (Повороты туловища влево-вправо
привет вам принесла. с разведением рук в стороны)
Русалка странное созданье, (Пожимания плечами вверх-вниз)
Она прекрасно сложена,
И в синем море-океане (Дети поднимают руки вверх и
С волной и пеною дружна. резко опускают их вниз,
Будто «выныривают»)
Солдатик, сказочный герой (Дети маршируют на месте,
Знаком с игрушечной войной. попеременно разворачиваясь
в разные стороны)
Как все – в коробочке лежал, (Складывают руки на груди, а
Как все – ружьё в руках держал. затем опускают их «по швам»)
Викторина
Слайд 15
Стук в дверь, приходит письмо
В-ль:Ребята, вы хотите узнать что написано в письме?
«Дорогие девочки и мальчики, мои сказки заколдовала злая волшебница, теперь не один ребенок не сможет их прочесть, помогите мне их расколдовать, с уважением Х. К. Андерсен»
В-ль: Ребята, поможем нашему сказочнику расколдовать сказки и вернуть их детям? Вы согласны пройти испытания?
Слайд 16-19
1 испытание «Мозайка»
Раздаточный материал «Мозаика» Дети собирают картину из отдельных
частей.
Слайд 20-25
2 испытание «Из какой сказки»
- Теперь будьте внимательны. На экране показаны несколько картинок, рассмотрите их и попробуйте узнать сказку.
- Маленькая разбойница, северный олень, лапландка, советник.
(Снежная королева.)
- Тюфяки, перины, принцесса, горошина.
(Принцесса на горошине.)
- Жабы, жуки, полевая мышь, ласточка, крот.
(Дюймовочка.)
- Принц, морская ведьма, немая девушка, морская пена.
(Русалочка.)
- Король, мачеха-колдунья, Элиза, одиннадцать братьев.
(Дикие лебеди.)
- Утки, лебеди, курица, кот.
(Гадкий утенок.)
Слайд 26- 27
3 испытание «У гадая сказку»
-А сейчас я буду зачитывать вам отрывки, а вы попробуйте вспомнить из каких они сказок.
- Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь…Как называется эта сказка («Дикие лебеди»).
- У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса.
(Принцесса на горошине.)
- Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево, а зеленый листок поплыл дальше.
(Дюймовочка.)
- Ведьма сказала правду: каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам; но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем, легкая, как пузырек воздуха.
(Русалочка.)
- Злая королева натерла ее соком грецкого ореха, так что она стала совсем черной, вымазала ей лицо вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Даже отец, взглянув на нее, испугался и сказал, что это не его дочь.
(Дикие лебеди.)
- Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимой!
(Гадкий утенок.)
- Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки, по лесу, по болотам и степям. Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман.
(Снежная королева.)
Слайд 28 - 29
4 испытание
Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Чудесный мешочек». Я принесла вам волшебный мешочек, а что в нем, сейчас угадаете.» Детям предлагается определить, из какой сказки и кому принадлежат предметы:
• Горошина («Принцесса на горошине»)
• Принц эльфов («Дюймовочка»)
• Крапива («Дикие лебеди»)
• Морская пена («Русалочка»)
• Снежинка («Снежная королева»)
Слайд 30
5 испытание «Ассоциации»
Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев? (воспитатель называет имя, а дети подбирают прилагательные)
1. ДЮЙМОВОЧКА - маленькая, хрупкая, красивая, добрая.
2. ГАДКИЙ УТЁНОК – терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.
3. СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – злая, коварная, расчетливая, самолюбивая, восприимчивая.
Слайд 31
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь, вы сняли колдовство с моих сказок и теперь все дети мира могут их читать, вам в подарок мои сказки. С уважением Х. К. Андерсен»
Ребята! Я вами очень довольна! Какие вы все молодцы! Какие сказки Х. К. Андерсена вы запомнили? Вам понравилась наше путешествие?